Норма площади жилья

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Новая редакция Ст. 50 ЖК РФ

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Статье 50 ЖК РФ

1. Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК РФ 1983 г. употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в 2004 году составляла 12 кв. м на одного человека), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основы ввели еще одно понятие — «социальная норма площади жилья», обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1). При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов.

Нетрудно заметить, что содержание понятия «норма предоставления», установленного в ч. 1 ст. 50 Кодекса, в целом соответствует содержанию понятия «социальная норма площади жилья», предусмотренного Основами.

2. Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы. Таким образом муниципальные органы наделены широкими полномочиями в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья так называемой «управленческой вертикали».

Интересно отметить, что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления — не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. К сожалению, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель отказался от этого положения, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. Между тем подобный федеральный норматив мог бы реально стимулировать улучшение жилищных условий многих наших сограждан…

3. Для отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами, установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом. Такие иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи позволяет утверждать, что указанные иные нормы предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм, принятых для соответствующих местностей.

Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК РФ 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади мог быть увеличен.

Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке — см. ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления.

В некоторых федеральных законах и подзаконных правовых актах, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, для отдельных категорий граждан установлены специальные нормы предоставления или закреплено их право на дополнительную жилую площадь.

<2> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5488.

4 — 6. Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 комментируемой статьи, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса), установление конкретного размера учетной нормы Кодекс в качестве общего правила отнес к компетенции органов местного самоуправления. В качестве исключения из этого правила учетные нормы могут устанавливаться в соответствии с правилами ч. 6 указанной статьи.

Максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера. Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Нуждаемость в жилом помещении — одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Для определения нуждаемости применяется, в частности, понятие «учетная норма площади жилого помещения». Так, наниматели жилых помещений по договору социального найма, а также собственники жилья признаются нуждающимися в жилых помещениях, если общая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (см. комментарий к ст. 51).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. По ранее действовавшему ЖК РСФСР учетная норма устанавливалась субъектами РФ (п. 1 ст. 29), как и норма предоставления (ст. 40).

2. По договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.

Очевидно, что органы местного самоуправления должны также учитывать типы жилых помещений, состав семей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и проч.

Нормой предоставления согласно ч. 1 комментируемой статьи является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья.

Что касается отдельных категорий граждан (см. п. 4 комментария к ст. 49), то для них федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные нормы предоставления.

Кроме того, для этих категорий граждан федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены другие учетные нормы.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. То есть, как это ни парадоксально, возможно их совпадение по размеру.

4. Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ признает значимость «нормы общей площади жилого помещения на одного человека». Ее необходимость обозначается ст. 679, 680, 685 ГК РФ, в которые вносятся соответствующие изменения (см. ст. 11). Вместе с тем это понятие в ЖК не используется.

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

См. все связанные документы >>>

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья на
1 квартал 2020 года
установлена в размере: 105 043 ₽ на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 827/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года» от 13.12.2019

Данный показатель ЕЖЕКВАРТАЛЬНО устанавливается Министерством строительства России и используется для расчёта размера мер социальной поддержки (субсидий, единовременных денежных выплат, социальных выплат, доплат к субсидиям и единовременным денежным выплатам). Правительство Москвы вправе устанавливать стоимость 1 кв.м жилья самостоятельно.

Смотрите также стоимость 1 кв.м жилья во всех регионах РФ.

Стоимость 1 кв.м жилья за предыдущие периоды

Период Стоимость 1 кв.м
4 квартал 2019 105 043 ₽
3 квартал 2019 99 378 ₽
2 квартал 2019 91 670 ₽
1 квартал 2019 91 670 ₽

Зелёный цвет — размер вырос относительно предыдущего периода, Красный цвет — размер уменьшился относительно предыдущего периода, Жёлтый цвет — размер не изменился относительно предыдущего периода

Законы, использующие данную стоимость 1 кв.м

Постановление Правительства РФ N 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жильё для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (10.02.2017) Постановление Правительства РФ N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (31.12.2019) Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (02.12.2019) Федеральный закон N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (02.12.2019) Постановление Правительства РФ N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (18.01.2020)

Бесплатная юридическая консультация

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста прямо сейчас!

Что такое норма жилой площади на одного человека?

Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

Что это за показатель и как его рассчитать

Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

  1. Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.

3. Переселение из домов, подлежащих сносу. Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:

  • новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
  • обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
  • площадь нового соизмерима или больше старого жилья.

При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.

4. Военнослужащим. Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.

Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на на жилые помещения», который устанавливает:

  • учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир и 15 кв.м. для квартир, которые предоставлены по судебному решению разным семьям.
  • норму предоставления площади жилья на одного человека равную 18 кв. метрам.

Из ходя из нормы жилья предоставляют квартиры площадью не более:

  • 44 кв.м. — однокомнатная, семьям из двух человек, состоящих в браке;
  • 54 кв.м. — двухкомнатная, двум жильцам, не являющимся супругами;
  • 62 кв.м. — двухкомнатная, семье из трех человек, двое из которых являются в браке;
  • 74 кв.м. — трехкомнатная, троим жильцам, не состоящим в браке.

Каждому члену семьи из четырех и более – по 18 кв.м. на человека. Получившаяся площадь квартиры не может превышать 9 кв.м.

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.

Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях…», действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм жилплощади, прописывает их менее подробно.

Норма предоставления:

  • одинокого человека положено — 33 кв.м.;
  • для семей, где количество людей два и более – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:

  • жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;
  • жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади.

Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Если жилье находится в общежитии, то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.

Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России

Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2019 году.

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:

  • 3 и более чел. — 16 кв. м.
  • 2 чел. в браке — 32 кв. м.
  • 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.

Проживающий один — 30 кв. м.

Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.

Мне положена скидка на оплату коммунальных услуг. В центре субсидий сказали, что сумма в моей платежке уменьшится не на всю площадь квартиры, а только в пределах социальных норм. Хотелось бы узнать, по каким нормам высчитываются льготы на квартплату?

Анастасия Рябова. Юго-Восточный округ.

Как объяснили в Комплексе городского хозяйства правительства Москвы, для расчета квартплаты и льгот на «коммуналку» в столице действуют такие нормы квадратных метров жилья и потребления коммунальных услуг.

1. Жилье

Социальная норма площади жилья для оплаты за жилое помещение и отопление (в квадратных метрах общей площади квартиры):

— для одинокого жильца — 33 кв. м;

— для семьи из двух человек — 42 кв. м;

— для семьи из трех и более человек — 18 кв. м на каждого члена семьи.

При оплате за содержание и ремонт жилого помещения эти нормы по решению правительства Москвы увеличиваются на 7 квадратных метров для каждого прописанного в квартире (без учета временно зарегистрированных жильцов). Это правило действует как для нанимателей, так и для собственников, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем. А за «лишние» метры придется раскошелиться по повышенной цене. Однако от такой оплаты (по так называемой фактической стоимости) освобождены:

— одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды;

— дети-сироты в возрасте до 18 лет за принадлежащую им на праве собственности площадь;

— горожане — наниматели жилья, находящегося в государственной собственности Москвы, занимающие квартиры на первом этаже;

— семьи из пенсионеров и/или инвалидов;

— семьи из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет;

— одинокие жильцы коммунальных квартир;

— собственники квартир, уже оплачивающие содержание и ремонт своего жилья по повышенным ценам;

— жильцы домов или квартир, признанных аварийными или непригодными для проживания;

— горожане, имеющие право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья (в пределах этой площади);

— многодетные семьи, проживающие в малоэтажных домах, находящихся в государственной собственности Москвы;

— собственники жилья, временно снятые с регистрационного учета (в т. ч. в связи с прохождением срочной военной службы по призыву, нахождением на лечении в психиатрических больницах, отбыванием наказания в местах лишения свободы).

2. Коммунальные услуги

По этим нормам высчитывают льготы на оплату таких домашних удобств:

ВОДА И КАНАЛИЗАЦИЯ

При этом норму канализации считают как сумму нормативов холодной и горячей воды для конкретного вида дома.

ТЕПЛО

— на отопление квартиры — 0,016 Гкал/кв. м общей площади жилья в месяц;

— на подогрев воды — 0,294 Гкал/чел. в месяц.

ГАЗ

— в квартирах с газовой плитой и централизованным горячим водоснабжением — 8,3 куб. м/чел. в месяц;

— в квартирах с газовой плитой и газовым водонагревателем (без централизованного горячего водоснабжения) — 20,8 куб. м/чел. в месяц.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Для одиноко проживающих в квартире, оборудованной:

— газовой плитой — 50 кВтч/чел. в месяц;

— электрической плитой — 80 кВтч/чел. в месяц.

Для семей в квартире:

— с газовой плитой — 45 кВтч/чел. в месяц;

— с электрической плитой — 70 кВтч/чел. в месяц.

Согласно постановлениям правительства Москвы № 1294-ПП от 01.12.09 г. и № 671-ПП от 27.11.12 г.

В зависимости от категории льготника субсидия на оплату коммунальных услуг может быть оформлена в пределах указанных выше социальных норм или без учета этих норм, т. е. на всю жилплощадь. При этом полное освобождение от квартплаты значит, что льготнику дают всю необходимую сумму на оплату «коммуналки». Получить помощь вправе только те, у кого нет долгов по платежам за квартиру.

С вопросами по поводу предоставления жилищных субсидий можно обращаться в единую справочно-информационную службу правительства Москвы – (495) 777-77-77 (многоканальный). Если сумма оплаты за «коммуналку» превышает 10 процентов от ежемесячного совокупного дохода вашей семьи и вы постоянно зарегистрированы в Москве, то вправе рассчитывать на оформление скидки на квартплату.

ВНИМАНИЕ!

1. Общая площадь квартиры для расчетов за жилищно-коммунальные услуги — это сумма площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок). При этом площади летних помещений (застекленные и открытые лоджии, балконы, террасы) в оплачиваемую общую площадь квартиры не включаются.

2. При расчетах за воду и канализацию 1 куб. м = 1000 литров.

3. Тариф за содержание жилья включает в себя оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества. При этом за площадь, занимаемую сверх установленных норм, жильцам придется платить по повышенным ставкам, но не выше фактической стоимости услуг по содержанию жилья в доме.

По таким же правилам берут плату за услуги по содержанию жилья:

— с собственников жилья, если они имеют больше одной квартиры или не зарегистрированы в них;

— с горожан, имеющих в собственности на присоединенных территориях Москвы несколько жилых домов (частей жилых домов);

— с нанимателей квартир по договору найма жилья коммерческого использования;

— с жильцов, зарегистрированных по месту пребывания (временная регистрация).

4. Нормы коммунальных услуг можно сравнить со своим расходом, например, воды или электричества. Так можно узнать, насколько экономно пользуетесь удобствами в квартире.

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Если у вас есть вопросы к власти, звоните ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 9.00 до 16.00 по телефону прямой связи столичного правительства с жителями города: (495) 957-04-44.

На этой неделе у аппарата дежурят сотрудники таких организаций:

25 января — Департамент здравоохранения Москвы;

26 января — Департамент капитального ремонта Москвы;

27 января — Департамент городского имущества Москвы;

28 января — Государственная жилищная инспекция Москвы (Мосжилинспекция);

29 января — Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *