Кто такой леля?

Стать крестной мамой: почему её называют «лёля»?

Скорее всего из понятий русского языка, слово Леля это сокращенное измененное от слова лелеять, нежить, баловать. Как правило это делали крестные мамки, которые в воспитании не участвовали, не строжились на детей как родители воспитатели, а только баловали и лелеяли.
Еще есть поговорка первый ребенок нянька второй лялька.

Стать крестной мамой может стать любая девушки или женщина. И будет крестница или крестник называть её «лёля». Давайте заглянем в глубь веков и узнаем почему именно так?

Исходя из мифологии древних языческих славян прослеживается следующая цепочка:

У богини красоты, весны, покровительницы брака и любви Лады и бога Ладо/Ярило

было два сына — Лель и Полель.

Лель — божество любви и брака, златовласый и сладкоголосый, испускал из рук искры, воспламеняющие сердца (подобно греческому Эросу или римскому Амуру, только эти пользовались стрелами).

Сопровождала его священная птица лелека (по нынешнему аист).

Вот от имени Леля (согласно Далю) происходит слово лелеять — что означает ласкать. нежить, холить, заботливо ухаживать, оберегать…Уже от слова лелеять пошли названия всяческой детсой атрибутики: ляли — детские игрушки, лели — детские распошонки/рубашонки, ляльки/лельки — сами малыши, льоля,люлька — колыбелька.

А крестные матери — лелекающие маленьких лялек назывались Лёлями, крестные отцы — Лелями.

Во многих русских областях/регионах такие название крестных до сих пор широко используется. В некоторых других областях/регионах крестных называет иначе: крестную мать — Кока, крестного отца — Кокай

Леля

У этого термина существуют и другие значения, см. Лёля.

Леля (Ляля) — мифологический персонаж у восточных славян, вероятно возник под влиянием православия и христианизации, как часть песенного куплета.

Мифологический архетип образа

Существование «богини» Лели и «бога» Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.

Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») А. А. Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в украинском(русинском) «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки». Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Миллером. и А. А. Потебней.

И. Н. Данилевский пишет:

Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.)

Идеалистическая теория Б. А. Рыбакова

Б. А. Рыбаков выдвигал теорию, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зелёном саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

М. Филиппович. «Хоровод (ляльник)». 1921—1922

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник — ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от неё ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Впрочем, теория Б. А. Рыбакова не подтверждается ни этнографическими, ни фольклорными данными, и считается самой слабой.

Примечания

Литература

  • Токарёв С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Республика 2005.
  • Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2
  • Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. — СПб.: 1914

Славянская мифология • Список славянских богов

Боги

Белобог1 • Божич • Велес ~ Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада1 • Леля1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст1 • Род2 • Рожаницы2 • Ругевит • Сварог1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило2 • Яровит

Мифические существа

Алконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • Ящер

Мифические земли

Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство

Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

Пантеон князя Владимира

Согласно ПВЛ, год 6488 (980):

Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь

Согласно Синопсису, про Идолов:

Перун — бог грома • Волос — бог домашнего скота • Позвизд — бог ветра и погоды • Ладо — бог веселия • Купало — бог земных плодов • Коляда — бог праздничный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *