Кем приходится сестра

Владимир Полупанов: Документальный фильм «Рождённые в СССР» совсем не похож на реалити-шоу

Права на этот проект принадлежат английскому телеканалу Би‑би‑си, который 42 года назад запустил его в Великобритании. Снял его английский режиссёр Майкл Аптед.

Было отобрано два десятка семилетних британцев, которых съёмочная группа снимала через каждые 7 лет. Таким образом всем героям этого проекта уже по 49 лет. Герои российской версии этого проекта чуть моложе, в прошлом году им исполнилось по 28 лет. А началось всё в 1990 году также с отбора 20 обычных детей из разных социальных прослоек, проживающих в разных концах Советского Союза — в Грузии, Киргизии, Литве, Сибири, Ленинграде и Москве. Один — детдомовец, другой — из благополучной зажиточной семьи, одна живёт на окраине маленького индустриального городка, другая — в центре столицы и т. д. Творческая задача авторов этого проекта заключается в том, чтобы проследить, как на фоне политических и социальных перемен меняется жизнь ребят, их взгляды каждые 7 лет. Таким образом уже снято 4 фильма (7, 14, 21 и 28 лет). Режиссёр и продюсер российской версии фильма, который идёт в прокате по всему миру, Сергей Мирошниченко признался, что проект задуман таким образом, чтобы отследить судьбу героев вплоть до их 70-летия. Четвёртый фильм, повествующий о 28-летних «рождённых в СССР», можно будет увидеть на канале «Россия 1».

Поколение перестройки

Кино это, как может показаться из названия, не ностальгическое, хотя некоторые герои, особенно у которых не всё гладко в жизни, откровенно ностальгируют по тому хорошему, что всё же было в СССР. Это попытка языком документалистики рассказать о поколении людей, родившихся в империи, заставших перестройку, а затем переживших развал Союза и крушение идеалов общества «социальной справедливости». На долю этого поколения выпала также и техническая революция, которая, безусловно, тоже сильно меняет сознание. «Им сложно идти по жизни, — считает Сергей Мирошниченко. — Потому что жизнь на территории постсовет­ского пространст­ва за последние 20 лет поменялась коренным образом. Рухнули прежние ценности, а новых никто не предложил». Возможно, именно поэтому большин­ство героев этого фильма даже в 28-летнем возрасте находятся на распутье. Кто-то никак не может расставить приоритеты в шкале ценностей, кто-то по-прежнему ищет себя в профессии, кто-то меняет место жительства, кто-то всё ещё в поиске второй половинки. Следить за судьбой каждого героя очень интересно, потому что нет ничего более увлекательного, чем сама жизнь. Герои фильма не похожи друг на друга, с разными судьбами, но объединяет их одно: все они родились в одно время в одной стране.

Леонид и Жанна, близнецы-евреи, в 1990 году из Свердловска перебрались в Израиль. Бежали, как они сами признавались во второй серии (в 14-летнем возрасте), от жуткого антисемитизма и экономического хаоса. «Чего вы боитесь?» — спросили детей, перед тем как они покинули СССР. «Фредди Крюгера и морское чудовище», — по-детски наивно ответили они. Но на Земле обетованной страхи оказались посерьёзнее. Хоть они и заявляют, что им нравится их новая жизнь («потому что тут евреев не ненавидят»), дети не стали счастливее от того, что исполнились их простые детские мечты — типа искупаться в море. Местные (об этом речь идёт во второй серии) не считали их полноценными евреями, называли русскими и предлагали вовсе «убираться в Россию». Демонстрируя свой израильский дом, расположенный в 2 километрах от арабской границы, 14-летняя Жанна приводит съёмочную группу в бомбоубежище. «В Израиле во всех домах они есть, — говорит девочка, — если арабы опять будут всякие ракеты кидать». Эти дети живут как на пороховой бочке — в бесконечном ожидании войны. Убежав от одной напасти — антисемитизма, они не избежали другой — войны с арабами. В 21-летнем возрасте они отдают долг новой родине — служат в израильской армии. С автоматом в руках Леонид грезит обрести спокойствие и свободу где-нибудь в Новой Зеландии. Съёмочная группа обнаруживает 28-летнего Леонида в Аргентине. Из его рассказа становится понятно, что он никак не может оправиться от ужасов войны. «После армии я стал бесчувственным, — признаётся парень. — Я верю в любовь, но не уверен, что смогу её найти». Людей Леонид любит меньше, чем животных, поэтому называет пса Каспера «сынком». Взрослая мечта усыновить ребёнка из бедных кварталов вытесняет детскую — искупаться в море. О своём профессиональном занятии Леонид говорит весьма туманно: бизнес, связанный с товарами для животных.

Судьба другого героя круто меняется после показа первой серии на американском телевидении. 7-летний Андрей воспитывался в дет­ском доме в Сибири. Его родители умерли, а старенькая бабушка не в силах прокормить мальчика. Слёзы наворачиваются на глаза, когда видишь не по годам развитого ребёнка, произносящего перед камерой: «Я люблю свою семью». «А у тебя есть семья?» — удивляется за кадром режиссёр фильма. — «Да, бабушка и брат».

На вопрос, кем он хочет стать, Андрей отвечает: «В цирке хочу выступать. Клоуном». «Есть ли у тебя личные вещи?» — интересуется далее режиссёр. «Есть, ручка моя», — улыбается мальчишка. «А если бы тебе дали много денег?» — спрашивают у Андрея. «Я бы не взял. Неохота быть богатым», — отвечает он. Его хочется усыновить моментально. Такие мысли возникли и у американской пары, которая на протяжении многих лет пыталась добиться права сделать это. Но получилось у них это только через 7 лет, когда Андрею исполнилось 14. Купив на последние деньги телевизор и магнитофон для своих детдомовских друзей, юноша отправляется в новую жизнь — в Америку, сулящую ему счастье. Но счастья нет. Новая мама не приняла Андрея и посоветовала ему искать другую семью или отправляться обратно в Россию. Рассказывая об этом, мальчик не выдерживает и начинает плакать перед камерой. При помощи съёмочной группы Андрею подыскивают других родителей, с которыми он прожил до 21 года. В 21 год он хвастается проектом всей жизни — крутой компьютерной программой, которую он сам придумал. Казалось, вот она — свобода, счастье!.. Но в четвёртой серии герой, проживающий с родителями в элитном закрытом посёлке, обескураживает зрителя. Он садится на стул перед камерой, а затем произносит, что не готов сниматься в этом фильме. По лицу Андрея несложно догадаться о том, что он по-прежнему мучительно переживает внутреннюю драму. «Мне сейчас нужно восстановиться». С этими словами Андрей уходит из кадра.

Ирония судьбы

С возрастом детские мечты героев разбиваются о суровую реальность. Мальчик, мечтавший быть космонавтом в 7-летнем возрасте, в 14 увлечён рэп-музыкой и грезит о карьере рэп-и­сполнителя. В 21 год он едет в Германию, как ему казалось, на ПМЖ, обретает там семью, ребёнка. Но в какой-то момент семейная лодка разбивается о быт. И в 28 лет он уже разведённый машинист столичной подземки, редко видящий своего ребёнка.

Перемены в жизни героев этого фильма тесно связаны с социальными переменами. Революция в Киргизии заставляет перебраться в Россию не только русскую девушку Анастасию, но и киргиза Алмаза. А ведь и он, и она (вынужденные переселенцы) в 7 лет клялись в преданности своей малой родине. В фильме непридуманные судьбы переплетаются с живой историей страны, когда-то называвшейся СССР.

Этот фильм совсем не похож на реалити-шоу. Это вовсе не шоу — это жизнь, честная, бескомпромисс­ная, никем не срежиссированная.

Владимир Полупанов
Журналист еженедельника
«Аргументы и Факты»

Стр. 72. Кто живет рядом с тобой. Что такое семья



Сколько в семье поколений

С.74

1. Вопрос

У Саши большая семья: кроме мамы и папы, у него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними еще живет бабушка его мамы и тетя его папы. Сколько поколений в семье Саши.

Ответ:

В семье Саши три поколения.

Родители (и родственники родителей)– дети — внуки.

Родители — бабушки и дедушка и их родственница — тетя Сашиного папы.;

Дети – мама, папа;

Внуки – Саша, и его брат и сестра.

2. Вопрос

На рисунке (с.74), изображена семья Соловьевых. Расскажи о ней.

Ответ:

В семье Соловьевых проживает три поколения.

Родители – бабушка и дедушка, Дети – мама и папа, Внуки – мальчик и девочка, дети мамы и папы.

Папа в семье Соловьевых работает водителем автобуса, мама – врачом, бабушка ведет домашнее хозяйство, дедушка – художник. Старший ребенок в семье – мальчик, он учится в школе, младший ребенок в семье – девочка, она ходит в детский сад.

Семья Соловьевых дружная. Вечером, после того, как папа и мама придут с работы, дети из школы и детского сада, за большим семейным столом всех ждет вкусный ужин приготовленный бабушкой. После ужина, за чаем с тортом, вся семья делится своими впечатлениями о прошедшем дне, обсуждают новую картину дедушки. В семье Соловьевых все заботятся друг о друге.

С.75.

Вопрос

Выскажем своё мнение. Почему каждый ребенок хочет иметь маму и папу, даже если они приёмные?

Ответ:

В детском доме много детей, и работники просто не имеют права выделять кого-то из детей, и дарить им больше своего внимания и заботы, чем всем остальным детям.

Вот поэтому каждый ребенок хочет иметь маму и папу, потому что он хочет заботы, ласки, любви, и чтобы все эти чувства были отданы именно ему, а не всем. Ребенок хочет чтобы было «моё». Мой папа, моя мама, мои игрушки. Конечно со временем такое чувство детского «эгоизма» при правильном воспитании обязательно пройдет и придет понимание того, что нужно делиться с близкими. Даже взрослые люди испытывают необходимость в родительской заботе. Родители самые близкие люди для детей, они их любят, живут их заботами, и обязательно помогут в трудной ситуации.

Задание

Вопрос:

Кто быстрее решит логические задачи.

1. Задача.

— Все женщины в семье Егоровых умеют вязать. Бабушка Маша из семьи Егоровых, значит бабушка умеет хорошо вязать.

— Напротив Олега сидят Петя и Ира. Напротив Пети два человека, и напротив Иры – два человека. Сколько всего сидит людей?

Ответ: всего три человека. Олег – напротив Петя и Ира; Петя- напротив Ира и Олег; Ира – напротив Петя и Олег.

2.Задача

Сравни рисунки и найди пять различий. Постарайся решить задачу за две минуты.

Ответ:

Различия:

На картине сверху кошка моет лапку, на нижней нет; на верхней картине у девочки два бантика на косичках, на нижней – один бантик; на верхней картине – идет пар из чугунка с пищей, на нижней нет; на верхней картине у папы не видно подпояса, а на нижней картине видны концы подпояса; на верхней картине собачка смотрит в сторону стола, на нижней в сторону от стола.

С.77

3. Задача

Угадай шифр и разгадай поговорку (буквы местами менять не надо).

АКПЕРК ЯЬМЕС МОДАЛ

Ответ:

Поговорка звучит так: «Крепка семья ладом».

Задание

Рассмотри рисунки. Какое настроение создают они у тебя? Подбери цвет к каждому настроению.

Ответ:

На первом рисунке девочка кушает мороженое и весело прыгает, а бабушка несет сумку с продуктами и портфель девочки. Это неправильно. Нужно обязательно помогать старшим, если у тебя не хватает сил нести сумку с продуктами, то портфель свой нужно нести самостоятельно. Рисунок создает неприятное настроение озабоченности поведением девочки. Цвет можно определить как серый, темный.

На втором рисунке большая семья поздравляет дедушку с днем рождения, рисунок вызывает настроение радости, цвет такого настроения яркий, солнечный, потому что День рождения — это всегда радостно.

Кто кому кто?

Вопрос

Назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди? (текст изложен в учебнике).

Ответ:

У Васятки есть: прадедушка (папа, папиного папы), брат Егор и сестра Даша. Тети и дяди и Васятки нет, потому что тетя и дядя – это родные братья и сестры папы или мамы. Брат и сестра бабушки Васятки по маминой линии приходятся ему двоюродными бабушкой и дедушкой, а дочкам и сыновьям двоюродных бабушки и дедушки Васятка приходится внучатым племянником.

С.78

Задание

Прочитай стихотворение «Разговор с дочкой».

«Мне не хватает теплоты,—

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: — Мерзнешь ты

И в летние денечки?

— Ты не поймешь, еще мала,—

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: — Я поняла! —

И тащит одеяло.»

Как ты понимаешь выражение «не хватает теплоты»? О какой теплоте говорит мама?

Как нужно относится к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?

Ответ:

Мама говорила о теплоте душевной, о заботливости, об участии.

Теплота – качество личности, согревающее души. Одно из предназначений человека – делиться теплотой. В счастье, доброте и теплоте нуждаются все живущие без исключения. Всё живое тянется к теплу и свету. Формула теплоты: “Главный человек в мире – тот, кто сейчас перед тобой”. Есть люди которые создают из своего сердца солнце, они умеют сострадать и поддерживать, их внимание смещёно с себя любимого на окружающих людей, они никогда не упрекают, не обвиняют, не попрекают и не осуждают. Вместо этого они дарят доброжелательность и сердечность. Их голос мягок, речь приятна. Весь их облик пронизан желанием сблизиться и подарить другому своё душевное тепло.

Кто занимается домашним хозяйством

С.79

Вопрос

Обсудим кто из детей прав?

«Егор. Мужчина не должен заниматься женским делом. Он должен выполнять только самую трудную работу в доме: строить, ремонтировать, таскать тяжести.

Даша. Я не согласна с Егором. В дружной семье все друг другу помогают и не говорят: «Это не мое дело».»

Ответ:

В данном случае можно отчасти согласиться и с Егором и Дашей. Если в семье мелкие обязанности обсуждены и распределены, то каждый должен то, что ему положено.

Переложить на другого члена семьи свои обязанности можно, если ты не можешь их исполнить в силу каких-либо причин от тебя не зависящих (заболел, уехал на соревнования, в лагерь и.т.д.).

Большие домашние работы («генеральная уборка», ремонт, весенние посадки в огороде), конечно должны производится всеми членами семьи, каждый должен вносить свой посильный вклад в общий труд.

С.81

Задание

Выбери пословицу, которая наиболее точно описывает поведение Димы (рассказ «Помощник» с.80)

— «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

— «Не лежи на печи, будешь есть калачи»

— «Много слов, да мало дела»

Ответ:

Пословица, которая наиболее точно описывает поведение Димы:

— «Много слов, да мало дела»

Задание

Представь, что тебе уже много лет и тебя есть своя семья – муж (жена), дети. Расскажи, кто в твоей семье будет выполнять такую работу: пылесосить квартиру, печь пироги, накрывать на стол, чинить сломанные вещи, вытирать пыль, пришивать пуговицы и делать заплатки, гладить бельё.

Ответ:

В моей семье у каждого будут обговоренные обязанности, дети будут смотреть за общим порядком в доме, пылесосить, мыть пол, вытирать пыль – эти обязанности они поделят между собой сами. Готовить и накрывать на стол, пришивать пуговицы и делать заплатки, гладить бельё будет моя жена, а дочь по возможности ей помогать. Мы с сыном будем производить починку поломавшихся вещей, вести ремонтные работы, делать трудную работу по саду и огороду. Самые большие работы будем делать всей семьей.

Задание

Прочитай отрывок из стихотворения. Какая строчка, по твоему мнению, передает его главную мысль?

«Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!»

Ответ:

Главную мысль стихотворения передает последняя строчка

«…Но счастливо жить одному невозможно!»

Вопрос

Объясни смысл пословиц.

1. Дом невелик, да лежать не велит.

2. Семейный котел всегда кипит.

3. На что и клад, коли в доме лад.

Ответ:

Пояснения пословиц даны в тексте после вопросов на с.82, мы конечно согласны с таким толкованием пословиц о доме и семье.

В доме, где живет дружная семья, всегда бурно кипит жизнь, члены семьи обсуждают все свои проблемы, отмечают радостные для их семьи даты, вместе трудятся, и понимают, что семейное счастье, домашний уют, взаимопомощь, участие в делах друг друга не купишь ни за какие деньги.

С.82

Задание

«Жили на чердаке старые вещи: кресло-качалка, которое уже не могла качаться; самовар у которого не было носика; чашка с трещиной и книга без обложки. Стали они жаловаться друг другу…

Выбери себе роль и расскажи о своей жизни от лица твоего персонажа (например: «Я старый, сломанный самовар…»; «Я была красивой книгой…»).

Ответ:

«Я была красивой книгой, меня напечатали тридцать лет назад и я многое повидала. Всю жизнь я учила детей читать, ведь я Азбука! Меня написали ученые — академики! Моя хозяйка была учительница, она была совсем старенькая, как добрая бабушка, дети её очень любили. Каждый год она брала меня с собой в школу на урок, и учила детей буквам, из которых потом составляли слоги, слова, и учились читать совсем маленькие дети. А потом учительница заболела и больше не могла ходить в класс и учить детей. Меня больше не брали с собой учить детей.

Однажды к учительнице пришли маленькие дети, они увидели меня такую красивую и интересную, и каждый хотел меня посмотреть, дети начали ссориться и каждый тянул меня в свою сторону, и нечаянно оторвали обложку. Вот так я оказалась на чердаке вместе с вами. Но я думаю, что скоро внуки моей учительницы будут делать уборку на чердаке и заберут меня назад в мой шкаф, и сделают новую обложку. И я снова смогу учить детей грамоте.»

Чем семья занимается в свободное время

С.83.

Вопрос

Рассмотри рисунки. Расскажи, чем любят заниматься в свободное время члены этих семей. А как проходят выходные в твоей семье?

Ответ:

На рисунках изображены члены пяти разных семей.

Они в выходные дни занимаются:

1. Туристическими походами

2. Спортивными играми

3. Искусством (пением)

4. Учат швейному делу

5. Занимаются авиа-моделированием.

В моей семье выходные дни проходят по-разному. Мы заранее планируем наши домашние дела. И совсем не всегда наши выходные дни посвящены веселью. Мы можем сходить в кино, в театр, в парк на аттракционы, иногда в цирк. Но бывают выходные дни когда всем необходимо заняться домашними делами. Основные веселые и «ленивые» дни — это лето, когда каникулы и у родителей отпуск.

С.85

Задание

Рассмотри репродукцию картины и составь по ней рассказ. В своем рассказе обязательно упомяни: где и когда происходит действие картины, чем занимаются дети и взрослые, в каком родстве они находятся между собой. Опиши одежду людей, изображенных на картине. Похожа ли эта одежда на современную?

Ответ:

«В старом парке, на берегу заросшего пруда, сидит семья с мамой, гувернанткой и детьми.

Стоял жаркий летний день. В доме было душно, и мама предложила детям пойти в парк.

Мальчики, одетые в полувоенную форму, в куртках с поясами, в сапогах, удят рыбу, судя по выражению лица старшего из мальчиков, рыбалка не задалась. Он сидит, откинувшись на спинку скамейки, а гувернантка ободряет его, положив руку на плечо. Рядом стоит ведро для возможного улова. Меньший брат ещё не растерял интереса к рыбалке и держит своё удилище уверенно и внимательно следит за поплавком своей удочки, в надежде на удачу.

Мама, в светло-голубом платье, прикрывшись от солнца зонтиком, следит за успехами дочери в чтении книги. Девочка одета в форменное платье воспитанницы, шляпка на ее голове сбилась на затылок.

Гувернантка стоит сзади старшего из мальчиков, ободряет его. Она одета в синее с голубым платье, а на спинку скамейки брошен красный плащ, или накидка.»

Одежда изображенной на картине семьи несколько похожа на современную. Модные течения все время меняются, и одежда давних времен снова входит в моду, ее начинают шить и продавать в магазинах готового платья.

Семейные праздники

С.86

Задание

Рассмотри рисунки. Расскажи, какие праздники отмечаются в твоей семье. Как вы готовитесь к семейному празднику.

Ответ:

На рисунках изображены подготовки к празднованию Нового года и Дня учителя.

В моей семье отмечаются все государственные праздники нашей страны, дни рождения членов нашей семьи, некоторые религиозные праздники.

Подготовка к празднику начинается загодя. Дома производится уборка, готовятся поздравления, любимые в нашей семье торжественные блюда. Приглашаются гости – родственники и друзья.

С.87

Обсудим текст «Как выбрать подарок?» на с. 86

Кто из мальчиков прав? Какой подарок будет для сестрёнки самым приятным?

Ответ:

Самым приятным подарком будет игрушечная кроватка для куклы.

Однако, принято заблаговременно, аккуратно узнавать, что имениннику хотелось бы получить на день рождения в подарок.

Задание

Представь, что в стихотворении говорится о тебе.

«… Вот портфель,

Пальто и шляпа.

День у паны

Выходной.

Не ушел

Сегодня

Папа.

Значит,

Будет он со мной.

Что мы нынче

Делать будем?

Это вместе

Мы обсудим.

Сяду к папе

На кровать —

Станем вместе

Обсуждать…»

Куда бы ты отправился с папой? С кем ещё тебе хотелось бы провести воскресный день?

Ответ:

Мой папа работает в аэропорту, и я бы с друзьями очень хотел в выходной день, съездить к папе на работу, посмотреть на самолеты, как они взлетают и приземляются. Как устроены кабины пилотов, а потом еще в астрономическую обсерваторию посмотреть в телескоп на звезды.

Сделаем вывод: ответим на вопрос

Зачем человеку нужна семья?

Ответ:

Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от недоброго мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции.

Близкие, да не родные

Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка — отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать — мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) — пасынок, а неродная дочь — падчерица.

В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки — теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона — мачеха».

При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители — названная мать и названный отец — считали девочку названной дочерью, а мальчика — названным сыном.

Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец — люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.

А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, — молочная мать. Выкормить — это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку — для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».

Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли — крестовые, побратимки, названные сестры.

Духовное родство

Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын — крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника — кумами: он — кум, она — кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.

Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников.

Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крестным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка — мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень — холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень — за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.

В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она — к нему с пряниками. По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.

Словарь родственных отношений

БАБУШКА, бабка — мать отца или матери, жена деда.

БРАТ — сын в отношении к другим детям одних родителей.

БРАТ КРЕСТНЫЙ — сын крестного отца.

Брат КРЕСТОВЫЙ, брат по кресту, брат названый — лица, обменявшиеся нательными крестами.

БРАТАН, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.

БРАТАНИЧ — племянник по брату.

БРАТАНИХА — жена двоюродного брата.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Брательница — родственница двоюродная или дальняя.

Братова — жена брата.

Братыч — сын брата, племянник по брату.

Вдова — женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

Великая тетка — сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

Великий дядя — брат деда или бабки.

Ветвь — линия родства.

Внук — сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

Внучатая двоюродная племянница — внучка двоюродного брата или сестры.

Внучатая племянница — внучка брата или сестры (троюродная племянница).

Внучатный, внучатый — являющийся родственником в третьем колене, троюродный.

Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры.

Внучатый двоюродный племянник — внук двоюродно — го брата или сестры.

Внучатый племянник — внук брата или сестры.

Внучатый троюродный племянник — внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник).

Внучка, внука — дочь сына или дочери, племянника или племянницы.

Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда.

Двоюродная прабабушка — сестра прабабушки или прадеда.

Двоюродная прапрабабушка — сестра прапрабабушки или прапрадеда.

Двоюродная племянница — дочь двоюродного брата или сестры.

Двоюродная сестра — дочь дяди или тетки.

Двоюродная тетка — двоюродная сестра отца или матери.

Двоюродный — состоящий в родстве во втором колене.

Двоюродный брат — сын дяди или тетки.

Двоюродный дед — брат деда или бабушки.

Двоюродный дядя — двоюродный брат отца или матери.

Двоюродный племянник — сын двоюродного брата или сестры.

Двоюродный прадед — брат прадеда или прабабушки.

Двоюродный прапрадед — брат прапрадеда или прапрабабушки.

Деверь — брат мужа.

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дедина, дедка — тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названая — приемыш, воспитанница.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша — племянница по тетке.

Дядька — человек, ухаживающий за ребенком.

Дядя — брат отца или матери, а также муж тетки.

Единокровные дети (однородные) — дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей).

Единоутробные дети (одноутробные) — дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов.

Единоутробный — рожденный той же матерью, но от другого отца.

Жена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке.

Женима, женища — невенчанная четвертая жена.

Жених — сговоривший себе невесту.

Золовка, золовища, золова — сестра мужа, иногда жена брата.

Зять — муж дочери, сестры.

Колено — разветвление рода, поколение в родословной.

Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестник — крестный сын.

Крестница — крестная дочь.

Крестный отец — участник обряда крещения в роли духовного отца.

Кровное родство — происхождение от одних родителей.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Кузен — двоюродный брат.

Кузина — двоюродная сестра.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Кума — крестная мать по отношению к родителям кре — стника и к крестному отцу.

Малая тетка — сестра отца или матери (двоюродная тетка).

Малый дядя — брат отца или матери.

Мать — женщина по отношению к своим детям.

Мать крестная, крестовая — восприемница при обряде крещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *