Если ребенок бьет маму

Содержание

Когда можно бить детей?

Воспитание! Почему родители бьют детей?

Сегодняшнее поколение взрослых (конечно, не всех) — это поколение битых детей (перенёсших физическое или психологическое насилие), именно поэтому сегодня, будучи взрослыми, они продолжают бить уже своих детей, так сказать, в «воспитательных целях».

Метод «палки» — недопустим ни при каких обстоятельствах!

Бить ребёнка нельзя категорически!

До трёх лет дети не воспринимают взрослых критично. Если вы будете тушить бычок о голову двухлетнего ребёнка или бить его (даже легонько), он будет думать, что так и надо, что так устроен мир. Опыт контакта с родителем записывается в психику ребёнка, и, будучи уже взрослым, такой человек будет вступать в неудовлетворяющие отношения, будет недоволен своей жизнью и чрезмерно самокритичен, чрезмерно контролирующий, возможно формирование пограничной структуры личности, и, конечно, передаст «метод палки» дальше по родовой линии.

«Поднятая рука» — это не метод воспитания, это ваша агрессия и отсутствие родительского авторитета в отношении своего ребёнка.

Родитель (взрослый) бьёт (шлёпает) с любой силой ребёнка из-за своей несостоятельности, неспособности контролировать свои психические проявления, слабый и не окрепший как взрослая, значимая фигура, на которую можно опираться, и которая может быть ресурсом для ребёнка.

Взрослый/Родитель, поднимающий руку на детей, имеет токсичную структуру личности, разрушенные или грубо нарушенные личностные границы, и не имеет опыта безопасности и доверительных отношений со своими родителями. Словно «горячая картошка», славная традиция «Вырастить человека» перетекает в таких семьях из поколение в поколение.

Важно знать, что сила удара не принципиальна: ударили, шлёпнули по попе или по рукам, чего хуже — по лицу, это всё про психическое и физическое насилие, про нарушения границ ребёнка и про вторжение в личное пространство.

Родитель, не способный устанавливать контакт со своим ребёнком, проявляющий насилие и необоснованную грубость — не авторитет для своего ребёнка. Ребёнок не понимает, почему его бьют. Он просто, как животное, испытывает страх и полное отсутствие безопасности в отношениях с самым значимым взрослым.

Например, щенок очень любит своего хозяина. Хозяин вернулся домой, малыш-щенок бежит с грязными лапками, чтобы наброситься из любви на хозяина. И тут ему больно наступают на лапу или шлёпают. Он не понимает, почему. Но в следующий раз уже так не побежит — всё, энергия прервана, контакт оборван. Если вы не хотите дрессировать детей как животных, не трогайте их руками! Физическое, как и психологическое насилие — это прямой путь к неврозу.

Рукоприкладство по отношению к ребёнку — это физическое насилие, и к воспитанию это не имеет никакого отношения.

В психике взрослого/родителя, воспитывающего ребёнка методом «шлепков», происходит психопатология. И это психически травмированные люди, у них патологическая агрессия, приступы ярости и гнева, они себя не контролируют или имеют мнимый контроль, опыт такого отношения знаком им с самого детства, для них это в порядке вещей.

Такие люди выбирают объектом насилия своих детей, поскольку ребёнок — это доступный объект, он не может оказать сопротивление, силы неравные. Они размещают в детях своё недовольство жизнью, свою агрессию.

Во всём мире рукоприкладство карается в уголовном порядке и трактуется не как «воспитание физическими методами», как в России говорят, а как преступление, нанесение вреда личности, нарушение границ и неприкосновенности.

Существует много иных различных других способов, как наказать ребёнка: забрать гаджет или любимую игрушку, отменить поход в кинотеатр, например, для каждого эти способы свои, и их можно исследовать. А если не можете совладать со своей агрессией, выдерживать отношение и осознавать свою беспомощность, справиться со своими эмоциональными вспышками — посетите психолога.

Существуют в мире люди, их не много, ну они есть, и они психически здоровы, они просто живут и радуются жизни. В семьях таких людей детей не бьют, руками их никто не трогает, не орут на них, не насилуют морально, не используют давление, принимают такими, как есть, и более того, их спрашивают, чего они хотят с грудного возраста, с ними считаются. Так вырастают целые поколения непуганых, довольных жизнью людей, для которых мир безопасен, и которые могут строить здоровые отношения внутри своей семьи и в социальных контактах, которые успешны на работе и в личной жизни.

Почему одни люди, вырастая, считают, что это недопустимо, а другие продолжают бить (в воспитательных целях) уже своих детей?

Тут всё ясно. Никто ничего решать не может: нормально это или недопустимо. Психика так не работает, она устроена по принципу воспроизведения уже ранее заложенного опыта. Когда у «битого» ребёнка, ставшего взрослым, рождаются свои дети, и когда ребёнок не слушается (он не управляем), выходит из под контроля то, что бы человек ни думал, бить хорошо или плохо, психика другого образа не имеет, она автоматически предлагает тебе такой вариант решения проблемы, опыт которой был ранее.

Физическое наказание для детей

Многие, даже не очень агрессивные родители бьют детей, так и объясняя — «я бью, потому что он не понимает слов, с ним по-другому нельзя».

Все родители должны понимать, что они бьют детей не потому, что у них такая методика воспитания, а потому что большинство наказаний происходит из-за эмоционального стресса и несдержанности самих родителей, или от бессилия, или от страха.

Ударить ребёнка, значит, расписаться в собственной слабости. Существуют родители, которые так воспитали своих детей, что когда дети вырастают и становятся матерями и отцами, они делают со своими детьми то же самое, что и с ними делали родители.

Плохое поведение — один из немногих способов, которые использует ребёнок для наказания взрослого.

Если ребёнок вас не слушается, не считается с вами, «стал неуправляем», значит, вы потеряли с ним эмоционально-личностный контакт, либо не имели его вообще, или у ребёнка сформировалась достаточно крепкая позиция и уважение к собственным интересам, и вас он не воспринимает в принципе. Физическое наказание влияет на формирование страхов, которые собственно и порождают неуверенность в себе и деформацию детско-родительских отношений, при которых родитель-авторитет (не из страха наказания, а из любви), а также, родитель — это мир, это безопасное место, в которое можно приходить и набираться ресурсов. При таком раскладе ребёнок, которого бьют (степень интенсивности удара не важна, замахнулись вы, дали подзатыльник, шлёпнули или «хорошо приложились»), он, типа «правильный» и не делает плохого не потому, что он понимает это, а только потому, что он просто боится физического наказания. Дети, которых били и не уважали в детстве, будучи взрослыми, не могут критично отличить конфликтную ситуацию от неконфликтной, агрессию от не агрессии. Для них это нормальное, привычное состояние.

Что произойдет, если ребенка били в детстве?

Психология шлепка

Слово «дисциплина» происходит от однокоренного слова disciplinare, означающего учить, преподавать. Тем не менее, большинство американских родителей считают, что это понятие также предполагает применение телесных наказаний или трепку:

  • “Трепка огорчает меня больше, чем тебя”

Телесное наказание определяется как «применение физической силы с целью преподать ребенку опыт боли, но не телесных повреждений, с целью исправить или взять под контроль поведение ребенка».

Некоторые родители предпочитают использовать физические наказания в качестве дисциплинарного взыскания по следующим соображениям:

  • “Когда я был ребенком, меня били, и я вырос нормальным!”
  • “Лучше я их отшлепаю, чем потом их изобьет полиция!”

Но так ли это? Каковы последствия телесных наказаний на ребенка? Мы провели исследование, чтобы выяснить, действительно ли трепка больше ранит вас, чем их.

Общественное мнение в 2012 году

По всей стране, в каждом штате родители сохраняют за собой юридическое право бить своих детей, если насилие остается «в разумных пределах», – «разумные пределы» определяются в суде в каждом отдельном случае.

Статистика показывает, кто согласен с тем, что детям иногда нужна «хорошая добрая трепка»:

Если опираться на эту статистику, становится не удивительно, что 15% детей подвергаются телесным наказаниям в первые годы их жизни.

Школа

Применение телесных наказаний в школе разрешено законодательно в 19 штатах США: Алабама – Аризона – Арканзас – Колорадо – Флорида – Джорджия – Айдахо – Индиана – Канзас – Кентукки – Луизиана – Миссисипи – Миссури – Северная Каролина – Оклахома – Южная Каролина – Теннесси – Техас – Вайоминг.

В 2009-10 учебном году в 11.6% бесплатных средних школ разрешалось шлепать детей в качестве меры дисциплинарного воздействия, и в 8.1% школ подобное воздействие, действительно, применялось. По грубому подсчету в 8,000 школ по всей стране трепка использовалась как дисциплинарная мера .

По подсчетам предполагается, что в 2009-2010 в школах шлепали детей:

В мире

США в меньшинстве.

  • В 145 странах(60.3% мирового населения) существуют некоторые запреты на физические наказания:
  • В 42 странах (10% мирового населения) запрещается бить детей дома, в школе и в местах тюремного заключения:Албания – Аргентина – Австрия – Боливия – Бразилия – Болгария – Капе Верде – Республика Конго – Коста-Рика – Хорватия – Кюрасао – Кипр – Дания – Финляндия – Германия – Греция – Гондурас – Венгрия – Исландия – Израиль – Кения – Латвия – Лихтенштейн – Люксембург – Македония – Мальта – Молдова – Нидерланды – Новая Зеландия – Норвегия – Польша – Португалия – Румыния – Южный Судан – Испания – Швеция – Того – Тунис – Туркменистан – Украина – Уругвай – Венесуэла
  • В 52 странах (34% мирового населения) запрещается бить детей только в школах и в местах тюремного заключения: Андорра – Армения – Азербайджан – Беларусь – Бельгия – Босния и Герцеговина – Камбоджа – Камерун – Канада – Китай – Куба – Чешская Республика – Доминиканская Республика – Эль Сальвадор – Эстония – Эфиопия – Фиджи – Габон – Грузия – Гвинея-Биссау – Гаити – Гонконг – Ирландия – Италия – Иордания – Кувейт – Кыргызстан – Лаос – Литва – Макао – Малави – Мали – Маршалловы Острова – Монако – Черногория – Намибия – Никарагуа – Филиппины – Россия – Сан-Марино – Сербия – Словакия – Словения – Южная Африка – Швейцария – Тайвань – Таиланд – Турция – Великобритания – Узбекистан – Вьетнам – Замбия
  • В 27странах (10% миррового населения) запрещается бить детей только в школах: Афганистан – Алжир – Бахрейн – Бангладеш – Белиз – Бурунди – Чад – Колумбия – Демократическая Республика Конго – Джибути – Эквадор – Гвинея – Иран – Япония – Кирибати – Ливия – Мавританские острова – Микронезия – Монголия – Оман – Перу – Самоа – Сан-Томе и Принсипи– Тонга – Объединенные Арабские Эмираты – Вануату – Йемен
  • В 24 странах (6% мирового населения) запрещается бить детей только в местах заключения: Бутан – Буркина Фасо – Чили – Кот Д’Ивуар – Египет – Франция – Ямайка – Казахстан – Северная Корея – Южная Корея – Ливан – Либерия – Марокко – Мозамбик – Панама – Парагвай – Сенегал – Сейшелы – Синт-Мартен – Соломоновы Острова – Суринам – Свазиленд – Восточный Тимор – Уганда

  • В 53 странах (39.6% мирового населения) не запрещается бить детей законодательно:Ангола – Антигуа и Барбуда – Аруба – Австралия – Багамы – Барбадос – Бенин – Ботсвана – Бруней – Коморские острова – Доминика – Эритрея – Гамбия – Гана – Гренада – Гватемала – Гайана – Индия – Индонезия – Ирак – Лесото – Мадагаскар – Малайзия – Мальдивы – Мавритания – Мексика – Мьянма – Науру – Непал – Нигер – Нигерия – Пакистан – Палау – Палестинские территории – Папуа Новая Гвинея – Катар – Руанда – Сент-Китс и Невис – Сент-Люсия – Сент-Винсент и Гренадины – Саудовская Аравия – Сьерра Леоне – Сингапур – Сомали – Шри Ланка – Судан – Сирия – Таджикистан – Танзания – Тринидад и Тобаго – Тувалу – США – Зимбабве
  • В 2 странах (2% мирового населения) неизвестно, какие существуют законы о телесных наказаниях: Центральная Африканская Республика – Экваториальная Гвинея

Мнение специалистов

Комиссия ООН по правам детей считает, что физическое наказание, причиняющее боль в любой степени и неудобство (даже легкое), — это превышение полномочий в отношении детей. Комиссия утверждает, что устранение физического наказания детей – это «ключевая стратегия, ведущая к уменьшению и предотвращению любой формы насилия в обществе».

Американская педиатрическая академия рекомендует не применять физические наказания, поскольку потенциальный риск перевешивает потенциальные преимущества.

Мета-анализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что 94% исследователей уверены: телесные наказания приводят к нежелательным последствиям, таким как:

  • увеличение детской агрессии
  • увеличение антисоциального и преступного поведения детей
  • ухудшение качества отношений между детьми и родителями
  • ухудшение психического состояния у детей
  • увеличение риска стать жертвой физического насилия
  • увеличение агрессивности взрослых
  • увеличение антисоциального и преступного поведения взрослых
  • ухудшение психического состояния у взрослых
  • увеличение риска обидеть собственного ребенка или супруга

Телесные наказания связывают лишь с одним благожелательным моментом в поведении:

  • увеличением примеров незамедлительного послушания

Воздействие телесных наказаний на ребенка

Дети, которых бьют меньше, чем два раза в месяц, в возрасте 3 лет, с 17% вероятностью будут агрессивны в возрасте 5 лет.

Дети, которых бьют в возрасте 3 лет чаще, чем два раза в месяц, в возрасте пяти лет будут агрессивны с 49% вероятностью.

На это влияют:

  • Детская агрессия в возрасте 3 лет
  • Демография в семье
  • Психологически неверное обращение с ребенком
  • Пренебрежение ребенком
  • Агрессия партнера
  • Стресс у родителей
  • Общая депрессия
  • Употребление наркотиков и/или алкоголя
  • Рассмотрение варианта аборта ребенка

Дети, которых бьют, приобретают больше преступных наклонностей

Преступное поведение предполагает агрессию и нарушение правил. На него влияет:

  • Демография в семье
  • Преступные склонности и речевые способности в возрасте 3 лет
  • Темперамент в возрасте 1 года
  • Когнитивная стимуляция в возрасте 1 года
  • Маленький вес при рождении
  • Способ рождения
  • Употребление наркотиков родителями
  • Родительская забота
  • Насилие в семье
  • Поддержка отца
  • Стресс матери/депрессия/импульсивность/умственные способности

Соотношение преступных наклонностей в поведении ребенка в возрасте 9 лет; те, кого били, и те, кого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2-х раз в неделю: -0.04
      • Больше 2-х раз в неделю: 0.21
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2-х раз в неделю: 65
      • Больше 2-х раз в неделю: 83
    • Бьет отец
      • В возрасте 3 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.19
        • Больше 2 раз в неделю: −0.24
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: 0.25
        • Больше 2 раз в неделю: 0.18

У детей, которых бьют, хуже развивается речь

Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.30
      • Больше 2 раз в неделю: −0.37
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.22
      • Больше 2 раз в неделю: −0.92
    • Отец бьет
      • В возрасте 3
        • Меньше 2 раз в неделю: 26
        • Больше 2 раз в неделю: −0.56
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.79
        • Больше 2 раз в неделю: −4.21

Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.

Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.

Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.

Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.

Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:

  • Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
    • Способность отличать себя от других объектов.
    • Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
    • Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
    • Способность оценивать и предсказывать поведение других.
  • Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
    • Способность уделять внимание и вспоминать
  • Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%
    • Способность отслеживать собственные поступки и соотносить их с намерениями.

Эти участки связаны с:

  • зависимостями
  • суицидальным поведением
  • депрессией
  • ПТСР
  • Диссоциативными расстройствами

Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.

Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.

Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.

Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять. Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.

Что влияет:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • ушиб головы
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
  • опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
  • перинатальные или неонатальные осложнения
  • неврологические расстройства
  • условия развития и роста

Как влияют телесные наказания, полученные в детском возрасте, когда дети вырастают

У взрослых, которых в детстве били, чаще возникают психологические расстройства и зависимость от алкоголя или наркотиков.

Когда мы говорим о тех, кого били, имеется в виду: толкали, хватали, пихали, шлепали или слегка ударяли, но речь не идет о серьезном физическом насилии (бить так, чтобы оставались следы, синяки или телесные повреждения), оскорбляли сексуально, эмоционально, пренебрегали физически или эмоционально, либо допускали насилие со стороны партнера.

Процент психиатрических расстройств, связанных с битьем:

Эта статистика может показаться небольшой, но если учесть, что 46% американцев страдают различными формами психиатрических расстройств в течение жизни, отсутствие физических наказаний может предотвратить страдания у значительной части населения. Если серьезных физических наказаний в детстве нет, то преобладание психиатрических расстройств может быть уменьшено в диапазоне от 2% до 7%.

При населении США в 316.1 миллионов человек, 145,360,000 американцев страдает от психиатрических расстройств. В любом случае от 2,907,200 до 10,175,200 человек можно спасти, если их не бить.

Взрослые, которых били в детстве, имеют больше проблем со здоровьем

Если ребенка били, больше вероятности, что у взрослого человека разовьется следующая проблема с физическим здоровьем:

  • Любое состояние физического нездоровья: 30%
    • Повышенное давление
    • Гепатит
    • Диабет
    • Сердечнососудистые заболевания: 28%
    • Гастрит
    • Артрит: 25%
    • Ожирение: 20%

Это происходит в результате:

  • Демографии в семье
  • У родителей (одного или двух) были проблемы с приемом алкоголя или наркотиков
  • Родители (один или двое) были в тюрьме
  • Родители (один или двое) лечились от психиатрического заболевания
  • Родители (один или двое) совершали попытку самоубийства
  • Родители (один или двое) совершили самоубийство

Взрослые, которых били, чаще практикуют бытовое насилие и имеют различные нарушения

Если телесные наказания не срабатывают, родители, которые на них полагались, обычно усиливают подобные наказания, а не пересматривают стратегию.

В Канаде 75% физического насилия, которое испытывают дети, связано с телесными наказаниями.

В США дети, которые подверглись физическому насилию, признают, что 66% этого насилия началось, когда они испытывали на себе телесные наказания.

В сравнение с детьми, которых не били, дети, которых били:

  • В 7 раз чаще могут подвергнуться жестокому насилию (ударам кулаков, пинкам или ударам с помощью какого-либо предмета)
  • В 2.3 раза чаще нуждаются в медицинском обслуживании из-за повреждений, возникающих в результате физического насилия

Исследования показывают, что «трепка» дает детям понять, что «агрессия нормальна, допустима и эффективна», что приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым на более широком уровне.

Люди, которых наказывали с применением физической силы в детстве,

  • чаще бывают вовлечены в ситуации с применением физической или вербальной агрессии в отношении с супругами: 6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • больше контролируют своих супругов:6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • менее способны понять взгляды своих супругов: 10% приписывается телесным наказаниям в детстве

Изучение личных отношений между студентами в 33 университетах 17 стран показывает связь в.44 балла между тем, что человека били в детстве, и что он обижает своего друга/подругу в университете:

  • В условиях, где 10% студентов били, 21% студентов бьет своих партнеров
  • В условиях, где 80% студентов били, 34% студентов бьет своих партнеров

Альтернативы телесным наказаниям

85% родителей выражают злость в средней или высокой степени, когда бьет своих детей.

54% матерей говорят, что в половине случаев они были не правы, когда ударили ребенка.

85% родителей говорят, что они предпочли бы не бить детей, если бы у них была альтернатива, которая, по их мнению, срабатывала бы.

Здоровая система обучения и воспитания готовит детей достичь в жизни:

  • компетентности
  • самообладания
  • саморегулирования
  • заботы о других

Эффективная дисциплинарная система должна содержать в себе три ключевых элемента. Каждый из этих элементов должен адекватно функционировать, чтобы дисциплина была эффективной:

  • 1) Развивать положительные, поддерживающие и любящие отношения между родителями и ребенком:
  • Поддерживать положительный эмоциональный тон в доме.
  • Уделять внимание ребенку, чтобы закрепить положительную модель поведения /не уделять внимание, чтобы уменьшить количество случаев с негативной моделью поведения.
  • Быть последовательным в ежедневных делах, чтобы уменьшить сопротивляемость и сделать негативный опыт менее травмирующим.
  • Быть последовательным, реагируя на аналогичные примеры поведения ребенка.
  • Быть гибким, слушая, разговаривая, привлекая ребенка к принятию решений. Подобная методика связана с долгосрочным воздействием на моральную оценку событий и действий.
  • 2) Использовать стратегию поощрений, чтобы увеличить примеры желательного поведения:
  • Регулярно уделять положительное внимание или «специальное время».
  • Внимательно слушать ребенка и помогать ему/ей учиться использовать слова для выражения чувств.
  • Давать ребенку возможность делать выбор и осознавать последствия этого выбора.
  • Поощрять желательное поведение частыми похвалами и игнорировать мелкие проступки.
  • Быть хорошим примером правильного предсказуемого поведения, уважительного общения и разумного разрешения конфликтов.
  • 3) Убирайте поощрения или применяйте наказания, чтобы сократить или устранить нежелательное поведение.
  • Будьте последовательны, когда вы временно устраняете привилегии (увеличивает послушание от 25% до 80%)
    • Четко объясняйте, что такое плохое поведение, и каковы его последствия.
    • Демонстрируйте немедленные и сильные последствия плохого поведения, когда оно возникает в первый раз.
    • Демонстрируйте соответствующие последствия каждый раз, когда возникает пример плохого поведения.
    • Объясняйте и поправляйте спокойно и с симпатией.
    • Объясняйте последствия. Это помогает детям научиться вести себя правильно.
  • Используйте вербальные замечания редко, и всегда направляйте их на плохое поведение, а не на характер ребенка.

Так что если мой ребенок выбегает на проезжую часть? Я вынуждена шлепнуть ее, чтобы она больше так никогда не делала!

На самом деле самый эффективный сдерживающий фактор для детей в подобных ситуациях – это увидеть, что вы за них боитесь… а не то, что вы их шлепнули.

Можно ли бить детей

1 2082 25 Апреля 2019 в 19:06 Автор публикации: Евгения Астреинова

Старый дедовский ремень, проверенный временем подзатыльник и просто шлепок по пятой точке — соблазн воспользоваться этими средствами привлекает многих родителей. Почему?

— Иногда просто не выходит унять ребенка другим способом.

— Многие утверждают, что выросли нормальными людьми именно благодаря физическим наказаниям.

— Советчики уверяют, что, если не наказывать вовремя, ребенок вырастет неуправляемым.

И все-таки вы сомневаетесь: можно ли бить детей?

Многие психологи в интернете придерживаются мнения, что нельзя. Но приходится верить на слово — никто не утруждает себя объяснениями, почему это так.

В этой статье вы получите развернутый ответ на вопрос, как именно физические наказания влияют на развитие малыша. Сможете принять осознанное, обоснованное решение, насколько оправданы такие последствия.

Можно ли бить детей в целях воспитания: что происходит при физическом наказании

До пубертата развитие малыша полностью зависит от окружения. С мамой у него особая психологическая связь: от нее он получает чувство защищенности и безопасности. Это базовое условие, без которого развитие ребенка нарушается.

При физических наказаниях любой малыш утрачивает чувство защищенности и безопасности. И получает гарантированную психологическую травму.

Последствия зависят от врожденных качеств и свойств, заложенных в нем природой. Примеры рассмотрим ниже. Но бывает ущерб, который в одинаковой мере срабатывает для каждого.

Можно ли бить детей по голове

Например, широко известный подзатыльник. На первый взгляд невинное наказание. Речь не идет о том, чтобы нанести всерьез черепно-мозговую травму! Так, просто поучить, на место поставить, чтоб не зарывался. Но редко кто бывает в курсе последствий такого наказания.

Кости черепа у малышей еще податливы и эластичны. Ударная волна смещает основание мозга вместе с прилежащими к нему обонятельными луковицами. Утрачивается связь наружных рецепторов с обонятельными нейронами. Подробно этот механизм описан в статье Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту.

Последствия такой травмы редко обнаруживаются сразу. Как это отразится на судьбе ребенка?

Запахи до сих пор играют огромную роль в нашей жизни. Подходящего партнера мы сначала «унюхиваем» именно по запаху, и только потом к нему возникает ничем не объяснимая симпатия. Ранжирование (попытка занять свое место в обществе) тоже происходит на запахах.

Битый по голове малыш, став взрослым, испытывает серьезные трудности с выбором подходящей пары и с тем, чтобы состояться в обществе. Конечно, ни один заботливый родитель не желает таких последствий.

Можно ли бить ребенка по губам

Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:

  1. Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.

    Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.

    Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри. Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.

  2. Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии. Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!

    Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.

    Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться. И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное. Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово. Как реагировать родителям?

Можно ли бить детей по рукам

Чаще других по рукам получают те ребята, у которых с рождения особо «хаптильные» ручки. Они хватают все, до чего могут дотянуться. В возрасте около года стартует ходьба, и маме становится непросто. Такой малыш исследует мир именно тактильным образом: любую вещь ему надо схватить, потрогать, пощупать.

Речь о ребятах с кожным вектором. Кожа — их сверхчувствительная зона. Любые прикосновения они чувствуют в разы ярче других. Они шустрые, подвижные, юркие, им не сидится на месте. Их притягивает и интересует все новое.

Такой малыш любит, когда его гладят, чешут, делают массажики. При физическом наказании маленький кожник испытывает мучительную боль, психический сверхстресс. Когда взрослые пытаются его шлепать и вообще бить любым образом — эта боль на порядки выше, чем у остальных.

Последствия физических наказаний для кожных малышей

При сверхстрессе мозг вырабатывает опиаты, чтобы погасить невыносимую боль. Боль — опиаты — внутреннее равновесие. Если физические наказания повторяются,со временем ребенок становится зависим от опиатов. Ведет себя провокативно: как специально «нарывается» на шлепки или ремень. Только после битья успокаивается — получил разрядку, свою дозу опиатов.

Это делает невыносимой жизнь в семье, но не только. Битый кожный малыш получает колоссальный ущерб для будущей судьбы:

  • Возникает стремление к покраже, воровству (иногда клептомания). Это связано с тем, что социальная роль такого человека во взрослом возрасте — добытчик. Чтобы сохранить себя в условиях сверхстресса, психика слишком рано «запускает» процесс выполнения взрослой роли. Но добыть, заработать ребенок еще не может и начинает воровать.

  • Скрытое стремление получать боль деформирует весь жизненный сценарий. Девочка с такой психологической травмой неосознанно выбирает в партнеры потенциальных садистов или другие варианты неблагополучных отношений, в которых страдает. У нее складывается сценарий на неудачу в парных отношениях. У мальчиков сценарий на неудачу проявляется в социальной реализации. При высоких амбициях такой человек патологически не способен достичь своих целей.

Мифы и легенды по поводу битья

Кожные ребята получают не только «по рукам». Часто взрослые не знают, как их унять и успокоить: малыш выглядит невменяемым, гиперактивным. Большинство вопросов — можно ли бить ребенка по попе, можно ли бить детей ремнем и каким-то еще образом — задают именно родители кожных малышей. Они пытаются найти хоть какие-то приемлемые формы наказания.

Но компромиссов тут нет: все кожные покровы такого ребенка имеют сверхчувствительность. Форма физического наказания не играет роли. Если вы не хотите нанести непоправимый ущерб развитию и судьбе ребенка — бить его нельзя.

Есть еще одна родительская попытка найти компромисс: взрослые часто спрашивают, можно ли бить ребенка по попе рукой или лучше ремнем и другими предметами. Бытует легенда, что боль не должна наноситься именно рукой близкого человека, а неживым предметом — не так страшно. Наверняка вы уже поняли, что это тоже беспочвенный миф. Боль — это всегда утрата защищенности и безопасности. Какие последствия это наносит хаптильному шустрику вы уже знаете. А другим малышам?

Последствия физических наказаний у разных малышей

Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:

  • Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.

  • Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.

  • Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.

Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.

Как воспитывать без ремня, крика и шлепков

Психологические знания позволяют идеально вырастить развитых и реализованных членов общества. Например, при понимании, что перед вами маленький кожник, у вас не будет вопроса, можно ли бить ребенка по лицу или рукам. Вы будете точно понимать последствия боли и унижения. У вас будет альтернатива — точное знание, как правильно воспитать такого малыша.

В каждом векторе свои нюансы. Курс тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает гарантированные результаты, когда проблемное поведение малышей уходит навсегда и без всякого насилия. Начать можно с бесплатных вступительных онлайн-лекций:

Автор публикации: Евгения Астреинова Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Почему ребенок бьет себя?

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • маленькие дети

Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина — неправильное воспитание.

В чем причина такого поведения?

Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.

И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».

Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.

Ребенок может бить себя в знак протеста

Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест — качество лидера, поэтому черта таких детей — требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.

Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.

Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.

Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.

Результат наказания: ребенок плачет еще громче.

Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».

На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.

Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины

Другой вариант — дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.

Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.

Похлопывание по уху — бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.

Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.

Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.

Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».

На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.

Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние

Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.

Дети — очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.

Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.

Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.

Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».

На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.

В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному — воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Добрый день, меня очень беспокоит проблема с моим сыном (5 лет). Когда я начинаю его ругать по поводу разбросанных игрушек, неубранных вещей и т.п. он начинает сам себя бить или царапать, говорить я плохой, бывает, говорит: я убью себя. Такие же реакции бывают, когда он с ребятишками играет, и у него кто-то заберет игрушку или чем-то обидит. Я пыталась с ним разговаривать, когда он не обижен, в добром расположении духа, он соглашается со мной, что бить себя плохо, что этого делать не надо, но как только возникает конфликтная ситуация, все повторяется снова. Когда я пробовала шлепать его по попе, в знак наказания, он говорил: бей меня, я плохой, бей сильнее. Царапает и бьет он себя не для виду, до крови бывает. Не знаю как себя вести, ему просто нельзя слово против сказать, часто все сама за него делаю, лишь бы не ругать, лишь бы не было реакции такой снова. Даже когда объясняю, по – доброму, без повышения голоса, но все равно против его мнения, все повторяется. Очень надеюсь на вашу помощь, заранее благодарна.

Здравствуйте! В некоторых случаях вы ведете себя противоречиво – если нехорошо бить человека, то почему вы шлепаете его? Или наказывать других можно, а вот себя самого нельзя? Тогда почему? Маленькому мальчику невозможно постичь такую раздвоенную идеологию, и он реагирует волне логично: просит вас бить его еще, раз он именно этого и заслуживает.

Изначально, видимо, кто-то из близких взрослых транслировал ребенку идею о том, что того, кто сделал неправильно нужно ударить, наказать. Теперь, испытывая чувство вины, собственной «нехорошести», он видит выход из ситуации – нужно наказать себя самому, чтобы этого не делали другие. Самонаказание не так обидно, его проще контролировать, оно, в конце концов, влияет на взрослых. В итоге мама пугается, начинает увещевать, снижает требования.

Вот и получается сплошная выгода: самонаказание ослабляет чувство вины и заставляет взрослых волноваться и идти на уступки. Не вызывает сомнений, что плата за такую «выгоду» очень велика.

Выход может состоять в том, чтобы снижать у мальчика чувство вины и собственной «плохости». Когда вы разговариваете с ним и убеждаете его в том, что бить себя плохо, вы лишний раз подкрепляете его уверенность в том, что он плохой и его действия тоже.

Не стоит применять к мальчику жесткие воспитательные меры (физические и эмоциональные).

Попробуйте поговорить с ним о том, почему именно плохо себя бить, об уважении к себе и своему телу, о чувстве злости и обиды, которые заставляют его бить и царапать себя. Этот разговор, конечно, должен соответствовать возрасту, быть эмоционально насыщенным и ни в коем случае не должен носить осуждающий характер. В целом нужно стараться дать мальчику понять, что вы настроены не осуждать его, а искать вместе с ним выход и способ, которым он сможет справляться с тяжелыми переживаниями.

С другой стороны, не стоит, пугаясь реакции мальчика, снимать все требования к нему, так вы покажете ему, что бить и наказывать себя – отличный способ избежать требований окружающих.

Ребёнок 3,4 стал агрессивный по отношению к маме, говорит «ты плохая», «тебя надо убить»

Возраст ребёнка: 3.4 Теги: 3-7 лет поведение родительские чувства Ребёнок 3,4 стал агрессивный по отношению к маме, говорит «ты плохая», «тебя надо убить»

Здравствуйте!

Ребёнок 3,4 стал агрессивный по отношению ко мне, говорит «ты плохая», «уходи» , и самое ужасное «тебя убью».

Проблемы начались после того, как он пошёл в сад, а я вышла на работу. Сначала первые 2 месяца было все нормально, но я много работала, рано уходила поздно приходила, почти не видела малыша. С ним сидели мои родители и муж (по очереди), потом из-за частых болезней перевели в частный сад рядом с домом. Была смешанная возрастная группа . Ребёнок начал говорить плохие слова, поведение изменилось, стал вести себя по-другому, агрессивно, избалованно, перестал вообще слушаться, приходилось по 10 раз просить , повторять. Так как кроме меня в семье особо ребёнка не воспитывал (за этот период), ни кто не делал замечания и т.д., я стала врагом, потому что меня постоянно нет (в выходные старалась максимально быть с сыном, все два дня только с ним и по вечерам тоже максимально уделяла внимание), а если я и рядом, то воспитываю делаю замечания. Короче, мама стало плохой, ребёнок стал говорить ты плохая, уходи, я тебя не люблю, перестал разрешать себя брать на руки, гладить, целовать, короче, всячески от меня отворачивался. После различных разговоров, чтобы понять что же случилось, сделала вывод что это обида на меня из-за того, что я работаю, он сказал, ты плохая, ты меня бросила… На фоне всего происходящего подумала и решила уйти с работы (тем более узнала, что в положении вторым))), вот второй месяц пытаюсь наладить отношения с сыном, конечно получше, но все равно осталась агрессия, почти не слушается, когда начинаю воспитывать или что-то не разрешаю (особенно опасное), то начинает кричать ты плохая, уходи. Начинает обзываться. Может начать бить, толкать. Истерики очень сильные, на тему где папа, хочу к папе, особенно если я что-то не разрешаю или ругаю (за последнее время очень сблизился с мужем, очень его любит, но слушается его тоже плохо). Не умеет выражать тёплые чувства, эмоции радости, любви (вместо этого кусает, щипает, дергает за волосы). Перепробовала все, и по-хорошему и по-плохому, и обижалась, постоянно объясняю после срывов, истерик, что так нельзя и тд, и мультики почти не смотрим, играю постоянно разговариваю… Так вообще мальчик очень хороший, добрый, вижу, как он любить мужа, понимаю, что он и ласковым может быть, и послушным. Очень развит, хорошо говорит . Рассуждает очень логично. Последней каплей отчаяния была фраза «тебя надо убить», причём это было сказано не в соре, а просто, с утра все было хорошо, не ругались все отлично, пошла в душ на 5 мин, выхожу, он смотрит мультик, и говорит эту фразу, я в отчаянии, как вернуть любовь сына. Подскажите, пожалуйста, что делать. Не знаю как себя с ним вести , как воспитывать. Признаюсь, что на протяжении всех этих месяцев пару раз сильно срывалась, после его жутких истерик, так как уже не знала, что делать… После срывов отношения становились ещё хуже, естественно. Теперь виню себя, как быть дальше, не знаю.

Алина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *