Дидактическая игра кому что нужно цель игры

Содержание

Авторская дидактическая игра для детей «Кому что нужно для работы» учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Авторская дидактическая игра для детей 5-7лет:

“Кому что нужно для работы”.

Разработала:

воспитатель 1-й квалификационной

категории

Константинова С.В.

г. Чебоксары

Цель игры:

-познакомить детей с представителями разных профессий: милиционер, повар, врач, художник, пожарный, воспитатель, учитель, регулировщик строитель, а также соответствующими атрибутами;

— закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии;

— развивать логическое мышление, связную речь дошкольников;

— воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.

Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.

Раздаточный материал: 7 больших карточек с изображением людей разных профессий размером 11х19 см (повар, врач, учитель, воспитатель, продавец, пожарный, строитель). Набор карточек с изображением предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям в количестве 28 шт. размером 7х7 см. Количество профессий и орудий труда может быть разным.

Правила игры.

Вариант 1. В игре участвуют от 1 до 3 человек. Ведущий кладет в «карман» посередине карточку с изображением человека какой-либо профессии. Играющие рассматривают картинку с изображением профессии и ищут карточки с предметами, принадлежащих данной профессии. Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил, минимальное количество неточностей.

Вариант 2. В игре участвуют до 8 человек. Карточки с изображениями профессий раздаются детям. Ведущий показывает картинку, на которой изображен предмет, принадлежащий к той или иной профессии. Играющие рассматривают картинку и поднимают вверх карточку с профессией, к которой этот предмет относится. Дети аргументируют свой выбор.

Вариант 3. Игру можно использовать индивидуально с ребенком. Ребенок самостоятельно выбирает любую карточку с изображением профессии, рассказывает воспитателю о ней. Затем из маленьких карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии.

Рекомендации по использованию в практике работы ДОУ: игру можно использовать как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности с целью развития связной речи ребёнка.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: — Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты — лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках — люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай — ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец — …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью — ….. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол — … (толстый)

Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

– Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

– Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу)

Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду — она идет,

Я стою — она стоит,

Побегу — она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец — …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью — ….. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка — …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол — … (толстый)

Игра «Кому, что нужно для работы»

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.

Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или

предметы по темам.

Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.

Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.

Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

Игра «Дни недели»

Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Игра «Что изменилось?»

Для этой игры потребуется столик и игрушки (7-8 штук). Они могут быть

абсолютно разными, но на столе их надо разместить так, чтобы они выполняли какие-нибудь действия. Например: кукла сидит за столом, пьет чай, а мишка смотрит телевизор. Рядом с мишкой лежит мяч.

Потом надо позвать ребёнка и спросить: — «Что-то изменилось на столе?»

Ребенок должен сказать, что было раньше на столе и что изменилось. Если

ребенок начинает трогать игрушки руками, то игру следует прекратить.

Игра «Нанизывание бусинок»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие

образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой

проволоки; для усложнения задания — крупный бисер. Описание. Ребенку

предлагают по образцу нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать

бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения.

Возможно, использование крупного бисера только в случае хорошо развитой

моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Игра «Счет»

Цель: Развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий считает до десяти или двадцати. Дети должны внимательно слушать и запоминать пропущенные числа. Награждается ребенок, нашедший максимальное количество пропущенных чисел.

Игра «Найди дорожку»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт.

Необходимо помочь зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке».

Игра «Что слышно»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков». Примечание: Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.

Игры на развитие памяти

«Чего не стало» «Чего не хватает»

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить,

какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста

предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место.

Игра «Узнай предмет»

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай

предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по

очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их

названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенкутребуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Для этой игры надо заранее заготовить 10- 12 картинок. На каждой

картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как

соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать поочереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно

рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал).

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Что бывает круглое?»

Мария Ганиева
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Что бывает круглое?»

Цель:

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие.

Задачи:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере).

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Образовательные области: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Структура занятия:

1. Вводная часть -2-3 минуты.

2. Основная часть-10-15 минут.

3. Заключительная часть -2 минуты.

Материал к занятию: Мячи: большой красный, маленький желтый, мыльные пузыри, мультимедийная аппаратура, музыкальные композиции, жёлтый круг, жёлтые ленточки, игрушки (для танца).

Предварительная работа: Исполнение под музыку «Танец с игрушками», «Часики», исполнение песни «Про солнышко», рассматривание предметов.

Словарная работа: Красный, желтый, зеленый, большой, маленький, круглый, светофор, сигнал.

Использованная литература:

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Сфера», Москва 2006г.

Кроха. Играем с малышами. Григорьева Г. Г., Кочетова, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. «Просвящение», Москва, 2015 год.

Хрестоматия для маленьких. Л. Н. Моисеева. «Просвящение», Москва, 1987 год.

Ход занятия

Воспитатель Дети Примечание

Вступительная часть

Под музыку дети берут игрушки и исполняют «Танец с игрушками» Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь»

Слайды №1- 5

Дети, давайте споём песню «К нам гости пришли» Поют песню «К нам гости пришли»

Слайды 5-9

Основная часть

Дети, отгадайте загадку:

Догадайтесь, кто такой?

Если бьёшь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

(показывает мяч) Мяч.

Слайд № 10

А какого цвета мяч? Мяч красный

Мяч круглой формы, повторите, пожалуйста. Мяч круглой формы

(Показывает другой мяч) А этот мяч какого цвета? Мяч зелёный

Слайд № 11

Который мяч больше? Красный

Слайд № 12

Мячи, какой формы? Мячи круглой формы

Давайте поиграем. Пусть девочки соберут мячи красного цвета, а мальчики соберут мячи зелёного цвета. Дети собирают мячи с пола и складывают их в корзины.

Показывает на светофор без сигнала жёлтого цвета.

Дети, на что это похоже? На светофор Слайд № 13

Правильно это светофор. А какого сигнала не хватает на светофоре? Не хватает сигнала жёлтого цвета. Устанавливается желтый сигнал светофора

Устанавливает круг жёлтого цвета. Давайте назовём сигналы светофора.

Красный свет —

проезда нет.

Жёлтый свет –

готов к пути,

А зелёный свет –

кати! Красный свет —

проезда нет.

Жёлтый свет –

готов к пути,

А зелёный свет –

кати!

Дети посмотрите на экран. Тут много картинок. Назовите круглые предметы. Тарелка, часы, колесо. Слайд № 14

Правильно, молодцы. (Показывает воздушный шар) Давайте мы с вами поиграем и надуем воздушный шарик Артикуляционная гимнастика «Надуй шарик»

Слайд № 15

Дети, отгадайте загадку:

Мы дни не спим,

И ночи мы не спим.

И дни, и ночи

Мы стучим, стучим, стучим.

Часы Слайд № 16

Часы тоже круглой формы, давайте покажем Рисуют в воздухе круг

Предлагаю танец «Часики» Танцуют танец «Часики»

Поиграли? Теперь успокоимся. Успокаивающий самомассаж Звучит спокойная фоновая музыка

Слайд № 17

Показывает жёлтый

круг без лучей

— дети, на что это похоже? на солнце Слайд № 18

А чего не хватает солнцу? Не хватает лучей.

Давайте мы поможем солнцу и нарисуем лучи Рисуют лучи

Какое красивое солнце получилось!

Мы знаем потешку про солнышко, давайте прочитаем.

«Солнышко, солнышко

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Дадут тебе конфетки!»

Слайд № 19

Заключительная часть

Молодцы дети! Солнце очень обрадовалось и хочет сделать вам подарок. (Раздаёт мыльные пузыри) воспитатель играет с детьми Слайд № 20

Давайте поиграем

(Выдувает пузыри) Ловят пузыри

Вы сегодня очень хорошо поиграли, позанимались. Молодцы! Спасибо! Спасибо! До свидания! Слайд № 21

Игры для развития речи

Игра «Что бывает круглым?»
Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?
*Игра «Кто кем был?»
Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т. д.
*Игра «Скажи ласково»
Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.
*Игра «Один — много», «Много – один»
Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы — пенал
Книга – книги Листья — лист
Дерево – деревья Торты — торт
Стол – столы Ёлки — ёлка
Стул – стулья Псы — пёс
Окно – окна Оконца — оконце
Сильный — сильные Деревца — деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт
*Игра «Добавь слово»
Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).
*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»
Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т. п.
Игра «Кто как передвигается?»
Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т. д.
*Игра «Кто, чем занимается?»
Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель — ученик: строитель — строит, повар — варит, носильщик — носит, рабочий — работает, художник — рисует, фотограф — фотографирует, продавец — продаёт, охотник — охотится, парикмахер — стрижёт, маляр — красит, врач — лечит, учитель — учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т. д.
*Игра «Горячий – холодный»
Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.
*Игра «Животные и их детёныши»
Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.
у тигра — тигрёнок у медведя — медвежонок у коровы — телёнок
у льва — львёнок у верблюда — верблюжонок у лошади — жеребёнок
у слона — слонёнок у волка — волчонок у свиньи — поросёнок
у оленя — оленёнок у зайца — зайчонок у овцы — ягнёнок
у лося — лосёнок у кролика — крольчонок у курицы — цыплёнок
у лисы — лисёнок у белки — бельчонок у собаки – щенок
*Игра «Кто как разговаривает»
Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т. д.
*Игра «Чей домик?»
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?
*Игра «Звуковая цепочка»
Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…
*Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
*Игра «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т. д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.
Игра «Поймай слово»
Взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен
хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.
Дом, дом, дом, клад, дом.
Рот, рот, бутерброд, рот, рот.
Зима, зима, лето, зима, зима.
Снег, снег, снегопад, снег, снег.
Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок,
волчонок.
Антонимы
день – ночь;
большой – маленький;
черный – белый;
хороший – плохой;
тяжелый – легкий;
веселый – грустный;
горький – сладкий;
горячий – холодный;
грязный – чистый;
здоровый – больной;
короткий – длинный;
говорить – молчать;
вспомнить – забыть;
Антонимы
мокрый – сухой;
новый – старый;
острый – тупой;
умный – глупый;
широкий – узкий;
близкий – далекий;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
полный – пустой;
тонкий – толстый;
открыть – закрыть
громко – тихо;
много – мал;
справа – слева; трудно – легко
Игра «Поймай слово»
Лист, лист, лист, свист, лист.
Море, море, море, горе, море.
Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.
Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.
Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.
Шишка, шишка, мишка, шишка.
Коса, коса, коза, коса.
Челка, челка, щелка, челка.
Шелк, шелк, щелк, шелк.
Сток, сток, сток, стог, сток, сток.
АНТОНИМЫ
брат – сестра;
мальчик – девочка;
мама – папа;
мужчина – женщина;
дедушка – бабушка
вход – выход
горе – счастье
город – деревня
добро – зло
радость – печаль
над – под
начало – конец
улыбка – слезы
молодость – старость
правда – ложь
прямой – кривой
глубокий – мелкий
полезный – вредный
АНТОНИМЫ
слабый – сильный
смелый – трусливый
бросать – ловить
взять – отдать
ложиться – вставать
мерзнуть – греться
покупать – продавать
помогать – мешать
потерять – найти
сломать – построить
смеяться – лакать
внутри – снаружи
впереди – сзади
вверху – внизу
ласково – грубо
рано – поздно
АНТОНИМЫ
зима – лето
весна – осень
друг – враг
жара – холод
завтрак – ужин
мир – война
сын – дочь
утро – вечер
спуск –подъем
одинаковый – разный
сытый – голодный
АНТОНИМЫ
ребенок – взрослый
восток – запад
север – юг
рассвет — закат
свет — темнота
встреча – расставание
выезд – въезд
ленивый — трудолюбивый
аккуратный – неряшливый
ловкий – неуклюжий
АНТОНИМЫ
шершавый – гладкий
яркий – тусклый
тепло – прохлада
удаляться — приближаться
поднять – опустить
пасмурный – ясный
первый – последний
пресный – соленый
уродливый – красивый
хрупкий – прочный
частый – редкий
Скажи наоборот
Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка;
Младший брат – старшая сестра;
раннее утро – поздний вечер;
шумный город – тихая деревня
Игра «Один — много»
дом – дома, стул – стулья,
брат – братья,
сын – сыновья,
стог – стога,
место – места,
море – моря
лес – леса,
луг – луга,
глаз – глаза,
кол – колья,
друг – друзья
Игра «Один — много»
Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок — телята
Игра «Один — много»
Гнездо – гнезда,
Письмо – письма,
Кольцо – кольца,
День – дни,
Пень – пни,
Жилец – жильцы,
Гонец – гонцы,
Огурец – огурцы,
Ухо – уши,
Метро – метро,
Какао – какао,
Игра «Один — много»
Пальто – пальто,
Какаду – какаду,
Кофе – кофе,
Пианино – пианино,
Брюки – брюки,
Джинсы – джинсы,
Ножницы – ножницы,
Хлопья – хлопья,
Эскимо – эскимо,
Кафе – кафе,
Колье – колье
Игра «Много-один»
можно также играть в обратную игру: взрослый
называет множественное число, а ребенок – единственное.
Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного
падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много –
…зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п
Игра «Он, она, оно, они»
Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово
(существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение,
подходящее к этому слову: он, она, оно, они.
— Солнце
— Дом..
— Он.
— Кошка.
— Она.
— Оно.
— Машины.
— Они. Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово
(существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение,
подходящее к этому слову: он, она, оно, они.
— Пес
бежит.
— Он
бежит.
— Вишня спеет.
— Она спеет.
— Яйцо катится.
— Оно катится
Стулья стоят.
— Они стоят.
«Скажи ласково»
Дочь-доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
«Скажи ласково»
Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом.
Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.
Тарелка чистая, а тарелочка —… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —… (остренький).
Суп вкусный, а супчик —… (вкусненький).
Салат рыбный вкусный, а картофельный —… (вкуснее).
Суп томатный острый, а подливка —…(острее).
Тарелка красивая, а блюдо —… (красивее).
Игра «Подскажи словечко»
У сороки белые бока, поэтому ее называют… белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная,… красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).
Игра «Для чего они нужны?»
Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …
Дидактическая игра «Какой, какое?»
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)
Дидактическая игра » Чей, чья, чье?»
Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий ….
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи ….
Голова (чья?) – лисья, волчья ….
Дидактическая игра «Кто кем был»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
— Кем был бык? – Бык был теленком.
— Кем был пес? – Пес был щенком.
-Кем был козел?- Козел был козленком
И т. д.
Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Цель: учить подбирать предмет к действию.
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)
Сторожит, грызет, лает? — ….
Хрюкает, роет? — ….
Ржет, бегает, скачет? — ….
Мяукает, лакает, царапается? — ….
Мычит, жуёт, ходит? — ….
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Дидактическая игра «Образуй слова»
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Взрослый кидает мяч и говорит слово.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
Дидактическая игра «Родственные слова»
Материал: мяч.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.
Дидактическая игра «Родственные слова»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый ….
Шишка (какая?) – еловая ….
Иголки (какие?) – еловые ….
Дидактическая игра «Назови, какой»
Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, ….
Диван сделан из кожи, ….
Стул сделан из пластмассы, ….
Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные ….
Дидактическая игра «Какое это блюдо?»
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
Дидактическая игра «Подбери родственные слова»
Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье ….
Мороз – морозный, морозить, замораживать ….
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ….
Дидактическая игра «Образуй слова»
Материал: мяч.
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Клюшка нужна — хоккеисту
Коньки нужны — …фигуристу
Санки нужны — …саночнику
Лыжи нужны — …лыжнику
Шайба нужна — …. хоккеисту
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).
Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»
Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
Дидактическая игра «Образуй слова»
Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) — Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.
И т. д.
Дидактическая игра «Сосчитай животных»
Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Один дельфин, два дельфина… пять дельфинов и т. д.
Дидактическая игра «Образуй слова»
Материал: мяч.
Поле из васильков. – Васильковое поле.
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат.
Букет из ландышей. – Ландышевый букет.
«У кого есть..»
У кого есть лапы? – У собаки, кошки.
У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.
У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?
У кого есть пятачок? У кого есть вымя?
«Подскажи слово»
У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).
У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).
У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).
У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).
Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).
Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).

Игры с буквами и словами для учащихся 1 класса

Дидактические игры по русскому языку, 1 класс. Черноусова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4»
Цель: обобщение и углубление знаний учащихся по русскому языку.
Задачи:
• в игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского языка;
• способствовать обогащению словарного запаса детей;
• развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
• развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
• воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.
Описание: Игра является ведущей деятельностью детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Развитие познавательной активности и положительного эмоционального отношения к предмету у детей идёт эффективнее, если регулярно использовать на уроках наглядно-дидактический и игровой материал.
Назначение: подборка игр будет полезна учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, учащимся младших классов, родителям.
Кто лучше знает алфавит?
Каждый играющий должен наизусть правильно назвать все буквы русского языка по порядку. Класс оценивает работу и определяет победителя.

Прочитай без запинки!
На доске записаны 2 группы согласных букв, названия которых вызывают затруднения у детей.

Играющие выходят к доске парами. Первый ученик называет буквы из 1 группы, второй ученик – из 2 группы. Класс оценивает качество ответов.
Составь из букв слова
Из букв, данных на слайде, нужно составить слова.

По первым буквам составьте слово
На слайде изображены предметы. Нужно взять первые буквы из названий предметов и составить из них слово. Побеждает ученик, который первым составит слово. Получается слово ЯКОРЬ.

Изографы
Найти все буквы, изображенные на картинке.

Буква заблудилась
Учитель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
1. Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
2. На виду у детворы
Крысу красят маляры.
3. Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда.
4. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
5. Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей.
Слова-перевёртыши
На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.

Получаются слова: кукла (кулак), лиса, книга
Составь слово
Группам учащихся раздаются буквы из разрезной азбуки. Каждый ученик получает по 1 букве. Нужно построиться возле доски так, чтобы получилось слово.
Например, слова: мама, зима, школа.
Что за слово?
Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите.

Победителем считается ученик, первым расшифровавший все три слова (алфавит, букварь, грамота).
Оживи алфавит
За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителем считается ученик, подобравший слова к наибольшему числу букв алфавита.

Кто быстрее соберет?
На доске выставлены вперемешку предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными названиями предметов: КИТ, ТОПОР, МОСТ, КАРАНДАШ, АВТОБУС, РАК, ПИЛА, СТАКАН, ГОЛУБИ, ВОРОБЕЙ, ТИГР, КОНЬ, РАМА, ШАРЫ, БАРАБАН, СОВА, СТОЛ, КУРЫ, ПОПУГАЙ, СЛОН, ЛАСТОЧКА, МАК, КУКЛА, САМОЛЕТ, ЧАЙНИК, ЛИНЕЙКА, ЛУК, ДОМ, ЛОЖКА, СОРОКА.
Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй — с двухсложными, третий — с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты работы.
Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.
Путаница
На доске записаны слова с измененным порядком слогов.
Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждает ученик, правильно записавший все слова.
Отгадай секрет
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог.
Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог.
Как перенести?
Каждый игрок команды получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив черточками для переноса. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Слова для игры: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, ПИСЬМО, ЧАЙНИК, ЗВЕРЬКИ, РУЧЕЙКИ; ПАЛЬТО, МАЙКА, ШКОЛЬНИК, ЧИТАЙТЕ, ОКУНЬКИ, ЧАЙКА; УГОЛЬКИ, ШУБЕЙКА, БОРЬБА, ЗАЙКА, КОЙКА, КОНЬКИ.
Такая же игра проводится на более сложном материале со словами: РУЖЬЁ, ПРЕМИЯ, АТАКА, СЕСТРА, ШЕЯ, СТУЛЬЯ, КОСТРЫ, ЗАТЕЯ, ЗМЕЯ, КОПЬЁ, УТОЧКА, СУДЬЯ, УГОЛЬКИ, ЗОЯ, БЕЛЬЁ, БЫСТРО, КОЛЬЯ, АРМИЯ.
Вышиваем слова
Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЁНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЁНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПОРОСЁНОК.
Три «О»
На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:
Необходимо вставить пропущенные гласные и записать получившиеся слова.
Удачи всем в изучении русского языка!

Рекомендуем посмотреть:

Логические задачи и упражнения для 1 класса Развивающие задания для 1 класса в период адаптации

Словесные игры 1 класс план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

МБОУ СОШ п.г.т.Славный

«СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ»

в группе продленного

дня 1 класса

Подготовила и провела

воспитатель ГПД

Кожаева Е.М.

2010 г.

Словесные игры

Цель игры: воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Вы все знаете что на этой неделе у нас проходит неделя русского языка. И сегодня мы с вами собрались здесь на Словесные игры. Сегодня мы посмотрим какие же вы знатоки русского языка. У нас будут различные задания и за каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Вы не должны выкрикивать, а если знаете правильный ответ то поднимайте руку.

Задание 1. Ромашка

Какие слова спрятались на лепестках ромашки? Все они оканчиваются на букву Б.

л б, к б, б б, г б, д б, х б, з б, г б.

«б» находится в серцевине цветка

Ответы: лоб, клуб, боб, гриб, дуб, хлеб, зуб, герб

Задание 2. Слово в слове

Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

в этих словах спрятанные слова.

Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),

Кустарник ( куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров ( ров, вор), крапива(ива, рак), крот( кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).

Задание 3. Словесная фантазия

Из карточек со слогами составьте слова из двух и трех слогов

РЕ, РА, КА, ША, ЛО, ПА, СА, СЕ, РО, ГА, НО, ЗА, КО, МО, ТА

Ответы: река, село, репа, каша, нота, кора, море, рога, коза, калоша, пасека, молоко, лопата

Задание 4. Букв мало – слов много

По первому кругу вписано пять букв, а по второму – восемь. Составьте из этих букв как можно больше слов

Ответы: Оклад, клад, доклад, док, код, лад, ад, ода, до.

Около. кол, лот, тол, ток, кот, лото, лоток, окот, околоток, кок, око.

Задание 5. Ребусы

Сейчас я вам буду показывать ребусы, а вы должны будете угадать какие слова здесь зашифрованы

бирка

узор

каток

лимон

Подведение итогов.

Ваш малыш стал первоклассником. Большинство детей идут в школу с надеждами. Возможно, чтобы не разрушить этих надежд, в 1-2 классах нет домашних заданий.

Но даже если вы принципиальный противник уроков на дом, это вовсе не значит, что с первоклассниками не надо заниматься. Ум ребёнка должен получать нагрузку и развиваться. Просто уроки пусть будут игровыми.

Обычно игра в представлении взрослых – это забава. Предлагаем словесные игры с применением учебных материалов и понятий. Поработаем с предложением.

Прислушайтесь к речи ученика: правильно ли он строит предложение? Нарушение связи слов (согласования) должно вас насторожить как предвестник безграмотного письма. Поиграйте в следующие игры.

Игры для первоклассников

Составь предложение

Смысл: из слов в начальной форме надо составить предложение. Задание в каком-то смысле диагностическое: вы сразу увидите речевые проблемы. Примеры заданий даны с усложнением.

Инструкция. Я назову слова, а ты составь из них предложение

Найди ошибку

Инструкция. Я буду читать предложения, а ты слушай. Если обнаружишь ошибки, попробуй их исправить.

Читаете предложение и спрашиваете: всё правильно? Получив отрицательный ответ, спросите: а как правильно?

  1. Ученица пишет ручкой.
  2. Собака вышла в конуру.
  3. Мама гладит утюг.
  4. Танк нарисован мальчик.
  5. Солнце жарко греется.
  6. Папа умывается лицо.
  7. Ветер разогнал на небе тучи.
  8. Ребятам идут по улице.
  9. Жуки-короеды едят ёлки.
  10. Дети зашли на прогулку.
  11. Маша причёсывается волосы.
  12. Леночкина семья отправляется на дачу.
  13. Бабушка купила большие груша.
  14. По озеру плывут лодка.
  15. Мама печёт пирог к празднику.
  16. Сладко спится медведь в берлоге.

Добавить в предложение предлог

Задание полезное, но трудноватое для первоклассника, поэтому оказывайте помощь. Она может быть:

  1. стимулирующая (неправильно, подумай ещё),
  2. задайте вопрос к пропущенному предлогу (наливает суп куда?)

Инструкция. В предложении, которое я прочту, пропущено слово. Постарайся догадаться, что это за слово и скажи предложение правильно.

Работа с предложением – полезный урок для первоклассников. Дети начинают чувствовать родную речь, становятся внимательнее к звучащему слову. Это положительно влияет на их умственное развитие. Сайт Нестандартные дети желает успехов в школе.

игра

См. также Игра.
В Википедии есть страница «Игра (значения)».

Русский

В Викиданных есть лексема игра (L111764).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. игра́ и́гры
Р. игры́ и́гр
Д. игре́ и́грам
В. игру́ и́гры
Тв. игро́й
игро́ю
и́грами
Пр. игре́ и́грах

иг-ра́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1d по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -игр-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. играть ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. развлекательный вид занятий, не связанный с непосредственными задачами жизнеобеспечения; один из неотъемлемых элементов существования человека как вида, а также других высокоорганизованных животных ◆ Поскольку же Гросс пытается указать источники игры́, он, объясняя и́гры человека так же, как и́гры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии. Части 4-5», 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. конкретный вид развлекательной или спортивной деятельности, регламентированный правилами и протекающей в специально отведённом месте ◆ Толпа гостей теснилась шумно // Вокруг зеленого стола; // Игра уж дельная была, // И банк притом благоразумный. М. Ю. Лермонтов, «Тамбовская казначейша», 1838 г. (цитата из Викитеки) ◆ Спортивная игра. ◆ Он несколько раз нарушил правила игры́.
  4. комплект предметов для такого занятия ◆ Настольные и́гры.
  5. то же, что матч; один этап, сеанс соревнования в некоторых командных видах спорта ◆ Играли из рук фон плохо: фактически, за всю игру был один прицельный удар по воротам.
  6. спец. процесс исполнения участником определённой роли в театральном представлении или спортивном состязании ◆ Бразильские футболисты показали игру экстра-класса. ◆ Чем лучше, достовернее игра актера, тем явственнее переживание зрителя и тем зримее диалог.
  7. процесс исполнения музыкального произведения ◆ Как часто, увлечен унылых струн игрою, // Я сердцем следовал, Овидий, за тобою! А. С. Пушкин, «К Овидию», 1821 г. (цитата из Викитеки)
  8. свойственное некоторым винам, шипучим напиткам движение пузырьков газа ◆ Это квасы нашей фабрики; ими издавна славится дом наш. Чичиков налил стакан из первого графина ― точно липец, который он некогда пивал в Польше: игра как у шампанского, а газ так и шибнул приятным кручком изо рта в нос. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г. (цитата из Викитеки)
  9. перен. блеск, сверкание, сияние, переливы (драгоценных камней) ◆ Потерянный Алмаз // Едва сквозь пыль мелькал, валяясь по дороге. // — Как ты, со всей своей игрой, ― // Сказал Огонь, ― ничтожен предо мной! И. А. Крылов, «Пожар и алмаз», 1813 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  10. выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т. п.) ◆ Он чертами лица очень походил на сестру; но в выражении их было меньше игры́ и жизни, и глаза его, красивые и ласковые, глядели как-то грустно. И. С. Тургенев, «Рудин», 1856 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  11. перен. преднамеренный ряд действий, преследующий конкретную (как правило неблаговидную) цель; интриги, тайные замыслы ◆ Политическая игра. ◆ Дипломатические и́гры.
  12. матем. (теория игр) — математическая формализация взаимодействия нескольких игроков

Синонимы

  1. частичный: забава
  2. вид спорта
  3. матч, встреча (спорт.), поединок

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

  1. футбол, волейбол, хоккей

Родственные слова

Список всех слов с корнем «игр⁽ʲ⁾-»
  • существительные: игра; игрок; игрец, игрочишка, игрочок, игруля, игрун, игрунок, игрунчик, игрунья; игралище, игривость, игристость, игрище, игрушечка, игрушечник, игрушечница, игрушка; выигрыш, доигрывание, доигрыванье, заигрывание, заигрыванье, заигрыш, наигранность, наигрыш, отыгрыш, переигровка, переигрывание, переигрыванье, проигрыватель, проигрыш, розыгрыш, сыгранность, сыгровка; игротека, контригра, медиапроигрыватель, электропроигрыватель
  • прилагательные: игорный, игральный, играный, играющий, игривый, игристый, игровой, игроков, игрулин, игрушечный; безвыигрышный, беспроигрышный, выигравший, выигрышный, заигранный, наигранный, невыигрышный, несыгранный, проигравший, проигрышный, розыгрышный, сыгранный, сыграный; долгоиграющий
  • глаголы: играть, играться; игрануть, сыгрануть; игрывать, игрываться;
сов. вид сов. вид
возвр.
несов. вид несов. вид,
возвр.
взыграть взыграться взыгрывать взыгрываться
выиграть выиграться выигрывать выигрываться
доиграть доиграться доигрывать доигрываться
довыиграть довыигрывать довыигрываться
доразыграть доразыгрывать доразыгрываться
дозаигрываться
заиграть заиграться заигрывать заигрываться
наиграть наиграться наигрывать наигрываться
недоиграть недоиграться недоигрывать недоигрываться
недовыиграть недовыиграться недовыигрывать недовыигрываться
недоотыграть недоотыграться недоотыгрывать недоотыгрываться
недоразыграть недоразыграться недоразыгрывать недоразыгрываться
обыграть обыграться обыгрывать обыгрываться
отыграть отыграться отыгрывать отыгрываться
переиграть переиграться переигрывать переигрываться
переобыграть переобыгрывать
переразыграть переразыграться переразыгрывать переразыгрываться
подыграть подыграться подыгрывать подыгрываться
поиграть поиграться поигрывать поигрываться
повыиграть повыиграться повыигрывать повыигрываться
подоиграть подоигрывать
пообыграть пообыгрывать
поотыграть поотыграться поотыгрывать поотыгрываться
попереиграть попереигрывать
поподыграть поподыгрывать
попроиграть попроигрывать попроигрываться
поразыграться поразыгрывать поразыгрываться
проиграть проиграться проигрывать проигрываться
разыграть разыграться разыгрывать разыгрываться
сыграть сыграться сыгрываться
  • наречия: беспроигрышно, выигрышно, наиграно, проигрышно, игрово, играючи

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

вид деятельности

  • Английскийen: game
  • Башкирскийba: уйын
  • Болгарскийbg: игра ж.
  • Бурятскийbua: наадан
  • Испанскийes: juego м.
  • Македонскийmk: игра ж.
  • Немецкийde: Spiel ср.
  • Палиpi: kīḷā
  • Украинскийuk: гра ж.
  • Финскийfi: peli
  • Французскийfr: jeu м.
  • Чувашскийcv: вӑйӑ

вид спорта

  • Македонскийmk: игра ж.
  • Палиpi: kīḷā

исполнение роли

  • Болгарскийbg: игра ж.
  • Македонскийmk: игра ж.
  • Финскийfi: leikki
  • Эстонскийet: mäng

действия спортсмена в матче

  • Македонскийmk: игра ж.
  • Финскийfi: peli

Анаграммы

  • Аирг, Арги, Гаир, гари, Гари, Гира, ирга, рига, Рига

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Болгарский

иг-ра

Существительное, женский род.

Корень: —.

  1. игра (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. танец, пляска ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

  • существительные: играч, играчка

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    игра II

    иг-ра

    Глагол.

    Корень: —.

  1. играть, забавляться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. играть (в качестве актёра) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. играть (в спортивную игру) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. танцевать, плясать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

  • существительные: играч, играчка

См. игра I.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcription}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    LiveInternetLiveInternet

    Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие

    Рис. — скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

    Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой «Однокоренные слова», где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию «однокоренные слова» еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как «родственные» слова.

    Любите поработать?
    Умейте и отдохнуть — создайте свою ауру для любого времяпрепровождения — BURN RADIO — слушайте онлайн прямой эфир — любая радиостанция быстро, стильно, удобно, БЕСПЛАТНО (!) и только для Вас!

    Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

    Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

    Игры по теме «Родственные слова» размещены ниже, после подборки картинок.

    Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм , сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа «однокоренные слова» ни в коем случае не применяем.

    Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег — снеговик — снегурочка =удачный пример; снег — снежинка — снежок — менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

    Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

    Примерные игры и задания. Тема «Родственные слова». Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие «родственные слова» и разъяснять детям неясные моменты.

    Д/и «Объяснялки». Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии «снег», и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог — слова родственники и все они произошли от слова «снег».
    Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии «снег». и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог — слова родственники произошли от слова «снег».

    • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
    • Снег – скопление снежинок.
    • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
    • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
    • Снежки – комочки из снега.
    • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
    • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

    Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

    1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

    На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

    2. Д/и «Доскажи словечко»

    —Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю … (снег)

    С неба всё скользят пушинки –

    Серебристые… (снежинки)

    Кружатся над головою

    Каруселью… (снеговою)

    На полянки, на лужок

    Всё снижается… (снежок)

    Землю белой, чистой, нежной

    Застелил постелью… (снежной)

    Вот веселье для ребят

    Всё сильнее … (снегопад)

    Все бегут вперегонки

    Все хотят играть в … (снежки)

    Снежный ком – на снежный ком,

    Всё украсили… (снежком)

    Словно в белый пуховик

    Нарядился… (снеговик)

    Рядом снежная фигурка –

    Это девочка… (снегурка)

    На снегу-то, посмотри –

    С красной грудкой… (снегири)

    Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил (снег).

    Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)

    Жил да был весёлый гном

    Он в лесу построил… (дом)

    Рядом жил поменьше гномик

    Пол кустом он сделал… (домик)

    Самый маленький гномишко

    Под грибом сложил… (домишко)

    Старый, мудрый гном-гномище

    Выстроил большой… (домище)

    Был он стар и был он сед

    И большой был… (домосед)

    А за печкой за трубой

    Жил у гнома… (домовой)

    Очень строгий, деловитый

    Аккуратный… (домовитый)

    Мох, калину, зверобой –

    Всё из леса нёс… (домой)

    Есть любил он суп вчерашний,

    Пил он только квас… (домашний)

    Каждый день соседи-гномы

    Навещали деда… (дома)

    Всех встречал радушно гном

    Все любили этот … (дом).

    Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

    Лес, лесок, лесной, лесник;

    гриб, грибок, грибник, грибной;

    вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

    сахар, сахарный, сахарница;

    носят, поднос, носильщик;

    гора, горка, гористый, горный, пригорок;

    лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

    дуб, дубок, дубовый;

    ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

    весна, весенний, веснянка, веснушка.

    3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

    Горе, горный, гора;

    Боль, большой, больница;

    Водить, вода, водный;

    Лес, лесник, лестница;

    Море, морщины, морской;

    Беседа, беседка, соседка.

    4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

    Зимушка, зимовать, зимний;

    Животное, живёт, живой;

    Пасёт, пастух, пастушка;

    Печка, печник, испечь;

    Дворик, дворник, дворовый;

    Сорить, мусор, насорит;

    Звонить, звонок, звонкий.

    7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

    Сосны и сосенки – в сосняке,

    А ели и ёлочки – в ельнике.

    Дубки и дубочки растут в дубняке,

    И в нём не найдёшь можжевельника.

    У дуба крепкая кора,

    Красив листок дубовый.

    Дублёнку надевать пора,

    К зиме готовясь новой.

    Ивушки, ивы растут у реки,

    Низко склоняясь над водой.

    Из ивовых прутьев плетут старики

    Корзиночки долгой зимой.

    Осинки растут в осиннике

    И тянутся к небу синему.

    Под осинами – подосиновики,

    Такие грибы красивые.

    В лесистой местности лесочки и леса,

    Здесь лесники работают вокруг,

    Чтобы лесная дивная краса

    Не пострадала почему-то вдруг

    Мы маслим кашку маслом,

    Храним его в маслёнке.

    Одежду коль замаслил –

    Держи её в сторонке.

    В морях морские пароходы,

    В морях всегда есть мореходы,

    И я хочу быть моряком,

    Но только не сейчас – потом.

    Бывают домики, домишки и дома,

    Домашнее хозяйство мы ведём,

    А домоводству я учусь сама.

    Своих домашних дома мы найдём.

    Наступила зимушка, зимушка-зима,

    Всю одежду зимнюю достала я сама.

    Видно, очень долго придётся зимовать

    И о лете красном с грустью вспоминать.

    С лиственных деревьев падает листва,

    Все листочки жёлтые осень принесла.

    Листопад бывает осенью большой.

    Листья вновь появятся раннею весной.

    Мы все живём на родине,

    В своём родном краю.

    Люблю своих родителей

    И родину люблю.

    В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

    • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
    • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
    • Что делает мороз?.. (морозит)
    • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
    • Реки и озёра зимой… (замерзают)
    • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
    • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
    • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
    • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
    • Замороженные продукты потом… (размораживают)
    • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *